USD: 94.0922
EUR: 100.5316

Соседи по культуре

Дагестанский поэт призывает доверять горцам

Текст: Алексей Полубота
Фото: Валерий Мельников/ РИА Новости

Соседи по культуре

 

Продолжаем дискуссию «Россия для русских?», в которой представители самых разных политических сил высказывают свою точку зрения на современное положение русского народа, ищут пути преодоления межнациональных проблем в стране. У нас уже выступили Валерий Соловей, Максим Калашников, Сергей Сергеев, Александр Севастьянов, Леонтий Бызов, Анатолий Степанов, Александр Горянин. Каждый из упомянутых экспертов так или иначе затрагивал довольно болезненную тему взаимоотношения русских и выходцев с Кавказа. Нам показалось, что будет несправедливым, если сами представители кавказских народов останутся в стороне от этого непростого, но необходимого разговора. Поэтому сегодня наш собеседник народный поэт Дагестана Магомед Ахмедов.
 
 - Сегодня чаще можно услышать о конфликтах между русскими и выходцами из Дагестана. А как вы оцениваете роль русского народа для России в целом и для Дагестана в частности?
 
- Отношение Дагестана к русскому народу остаётся очень уважительным. Мы не забываем, что в советское время русские сделали для нас очень много. Первые врачи, учителя, рабочие, приехавшие к нам, работавшие по всем районам, в глухих аулах – были русские. Именно они закладывали у нас основу здравоохранения, образования, промышленности. У наших жителей до сих пор, особенно в аулах осталось трепетное отношение к первым русским учителям и врачам. Мало, кто знает, что у нас в центре Махачкалы стоит памятник русской учительницы. Такого нет нигде в России.
 
Без русской культуры, без русского языка представить современный Дагестан невозможно. Мы воспитаны на русской классической литературе. С 20-х годов прошлого века и по сей день на языки народов Дагестана переводятся произведения русских классиков. И, конечно, если бы наш Расул Гамзатов не был бы переведён на русский язык, он не прозвучал бы так мощно во всём мире. Идёт процесс взаимного обогащения культур. Сегодня, когда немало тех, кто пытается растащить страну, разделить нас по национальному признаку, именно русский язык и литература продолжают оставаться объединяющим началом. Лермонтов, Пушкин, Толстой честно писали о Кавказе, и поэтому для нас они продолжают составлять тот стержень правды, который помогает сохранять наше единство с Россией.
 
Надо сказать, что такого явления, как дагестанская литература, могло бы вообще не состояться без России. Ведь именно Литературный институт имени Горького в Москве стал кузницей наших литературных кадров. Больше ста дагестанских писателей учились там.
 
Конечно, в последнее время не всё безоблачно в межнациональных отношениях. Сегодня в СМИ создаётся образ дагестанца, который очень плохо относится к России. Но это очень большое преувеличение. За последние десятилетия дагестанский менталитет во многом сблизился с менталитетом российским. Произошло как бы взаимопроникновение культур. Много смешанных браков, как в Дагестане, так и в центре России. Много делается совместных дел, которые сближают наши народы. Помните, в 1999 году дагестанские ополченцы вместе с регулярной армией отбивали атаки банд Басаева и Хоттаба, а наши женщины пекли хлеб для русских солдат? Для бандитов было полной неожиданностью, что мы не поддержим их. Дагестанцы тогда защищали не только себя, но и всю Россию.
 
Конечно, некоторые, как у нас, так и в русских регионах не хотят этого сближения, пытаются помешать, создают мифы.
 
Например, отток русских из республики произошёл не от того, что «плохие дагестанцы» захотели их выгнать. Просто русские у нас были, как правило, профессионалы в своей области. И когда начали закрываться предприятия, они потеряли работу и уезжали. Никогда массовых антирусских настроений, целенаправленного выдавливания русскоязычных из республики у нас не была, да, думаю, и не будет.
 
 - Вы упомянули, что менталитет русского и дагестанского народов сближается. А как вы в этом свете оцениваете то, что один из любимых праздников в России Новый Год, всё больше дагестанцев считает языческим и не отмечает. И даже в школах, как сообщали некоторые СМИ, его не очень охотно отмечают?
 
- Это тоже большое преувеличение. Кто-то где-то сказал, что Новый Год не мусульманский праздник, это подхватили, раструбили в СМИ. Это специально преподносится так, чтобы не объединить, а разъединить наши народы. Не так страшен чёрт, как его малюют, говорят в таких случаях русские. Никаких официальных запретов на то, чтобы кто-то поставил у себя дома ёлку – нет. Очень сильно сейчас восприятие людей зависит от того, что пишут и показывают в прессе, на телевидении. У нас в республике недавно была делегация журналистов и блоггеров из Москвы. Они тоже говорили о том, что на самом деле в нашей республике всё совсем не так, как можно подумать, читая СМИ.
 
На мой взгляд, взаимопроникновение, взаимообогащение наших культур продолжается. У нас в театрах продолжают ставить русские пьесы, существует и Русский драматический театр имени Горького. А ведь общее культурное пространство – это главное, что объединяет людей.
 
Дагестанские русские мало чем отличаются от дагестанцев. У них появляются какие-то наши черты, мы что-то перенимаем от них. Простые люди с соседями живут дружелюбно. Христиане поздравляют нас с мусульманскими праздниками, мы их – с православными. Поверьте, я говорю не от того, что хочу сгладить острые углы. Я говорю о том, что вижу вокруг себя. Если зацикливаться только на плохом, то, конечно, ничего хорошего не увидишь. В последнее время очень много хороших дел проходит почти незамеченными в центральных СМИ. Мы уже 27-й раз проводим всероссийский фестиваль «Белые журавли», посвящённый поэзии Расула Гамзатова. Приезжают люди со всей России, со всего мира. На празднике мы вспоминаем всех российских героев, участников Великой отечественной войны и других войн. Никогда в жизни не было, чтобы об этом празднике широко говорили в центральных СМИ. А между тем, к нам приезжают десятки российских писателей из разных регионов. Пишут после этого восторженные стихи о Дагестане, о его жителях, о красоте природы. Всё это не замечается. Вот если бы вы приехали в республику, вы бы сами всё увидели другими глазами.
 
 - Есть точка мнения, что тот же радикальный ислам, который распространяется на Кавказе, подпитывается тем, что российские СМИ, особенно телевидение преподносит негативный образ современной России и русских. Агрессивная бездуховность, бескультурье, пошлость, которые льются с экрана, отталкивают кавказцев от русских, заставляют как бы отгораживаться…
 
- Да, негатив по отношению к тому, что показывают по телевидению у нас очень большой. Не сказал бы, что люди отгораживаются именно от русских… Дагестанцы по своей природе целомудрены. У нас интимные отношения мужчины и женщины – тайна, которую нельзя выставлять напоказ. У нас по-прежнему сильны семейные, родовые традиции. И когда мы не можем защитить от неприличных сцен на телевидении стариков, детей, - внутренний протест, конечно, возникает. Не знаю, можно ли сказать, что происходит отчуждение от России после этого… Но где бы я ни был, где бы ни выступал – один из первых вопросов – когда эта «кровь», этот «секс» на телевидении кончатся. Почему у нас постоянно показывают только плохое, что рождает злобу? Особенное неприятие к этому у пожилых людей. А молодёжь уже, к сожалению, привыкает. Во все времена молодёжи легко потерять своё лучшее и приобрести чужое худшее. Я давно замечал, как приезжают в Махачкалу из аулов замечательные, скромные ребята. Через пол года смотришь – они уже совсем по другому себя ведут. Это, конечно, во всём мире так. Идёт процесс глобализации. Дагестанцы понимают, что очень много негативного пришло в Россию с Запада.
 
 - Вы упоминали об уважении к русским в Дагестане. Но, как можно понять из ваших слов, это в основном относится к тому, что сделали русские в прошлом. А те, русские, что остаются жить в республике, пользуются уважением?
 
- У меня только что была встреча со студентами в Дагестанском государственном университете. Там все: русские, аварцы, лезгины сидели рядом, как друзья, земляки, слушали. В нашей стране в последнее время есть какой-то сговор против всего хорошего. Всё хорошее пытаются очернить, или хотя бы поставить под сомнение.
 
По моим наблюдениям в Дагестане, молодёжь и русская, и аварская, и любой другой народности особенно друг от друга не отличается. В Махачкалу, другие дагестанские города часто приезжает из Кизляра русский хор. Собираются полные залы людей, слушают с удовольствием. И наши дагестанские коллективы в Кизляре, где большинство населения русские, пользуются успехом. Я, как поэт, могу судить о том, как наши народы воспринимают культуру друг друга. И сказать, что русских, больше, чем другой народ любят или не любят в Дагестане, нельзя.
 
Русский язык у нас – язык, так сказать, общедагестанского общения. И аналогов ему в этом смысле нет. С русским языком проблем нет. Его знают почти все. Наоборот, есть проблемы с языками некоторых местных народностей. В городах люди начинают их забывать, потому что все переходят на русский язык. А если бы существовало отторжение от русских, то вряд ли смогли бы так укорениться русский язык и культура.
 
 - В России есть политические деятели, которые утверждают, что необходимо отделить Дагестан от России. А как в Дагестане относятся к такой точке зрения?
 
- Так могут говорить только враги России. Если Дагестан и весь Кавказ уйдёт из России, снова будут тысячи, сотни тысяч поломанных судеб, разделённых семей. Мы уже проходили через это, когда распадался СССР. Зачем наступать на те же грабли? Дагестан никогда не был колонией России. Мы стали частью России, сохранив свою самобытность, свою землю, обычаи. Афоризм Расула Гамзатова о том, что Дагестан добровольно не входил в Россию и добровольно из неё не выйдет – очень точно передаёт наше отношение к нахождению в составе России.
 
У нас уже есть исторически сложившиеся, свойственные российскому народу черты. В тяжёлое время мы умеем объединять усилия.
 
А воду, чаще всего, мутят политики, которые везде преследуют свои интересы. Взять Жириновского. В Москве он одно говорит, в Махачкале – другое.
 
 - Какие меры могли бы, на ваш взгляд, способствовать тому, чтобы исчезла напряжённость во взаимоотношениях между нашими народами?
 
- Горцы – люди, которые очень дорожат доверием. А именно доверия не хватает в наших отношениях. Возьмём армию. В последнее время практически не брали из Дагестана призывников. А ведь горцы по своей природе любят служить, быть воинами. Вспомните времена, когда горцы верно служили в Дикой дивизии, были телохранителями царя. Тогда им доверяли, и они служили верно. Вот такие черты нашего народа надо использовать и сейчас. Только найти для этого какие-то современные формы.
 
Дагестан – аграрная республика. Мы могли бы развивать своё сельское хозяйство: виноградники, животноводство. Но нет налаженной системы реализации нашей продукции в России. Нужна программа, которая помогла бы нам в этом.
 
Может быть, имеет смысл компактно переселить безработных дагестанцев туда, где есть работа в России, потому что здесь безработных много. Это усиливает социальное напряжение.
 
Но главное, чтобы нам не внушали, что мы враги и нам надо жить порознь. Если мы будем кричать каждое утро, что мы друг другу не нужны, что нам надо разойтись, это ни к чему хорошему не приведёт.
 
Я сам учился в Литературном институте, долгое время жил в Москве, воспитывался на русской культуре, знаю многих русских людей. Для меня лично ни в какие времена не возникало ощущение ненужности для моей души России. Я считаю, что это моя большая Родина. И хотя не все любят понятие россияне, но мы постепенно становимся этим единым и одновременно разнообразным народом.
 
Также в рубрике
Отдых в речном круизе особенный: плотность событий зашкаливает
 0
В походе копченые продукты могут быть отличным источником белка
 0