USD: 92.5919
EUR: 100.2704

Евгений Куделя: «Фестиваль Кубана отменять не будем»

Министр туризма Краснодарского края откровенно поговорил с «Российским туризмом»

Текст: Дмитрий Ермаков
Фото: livekuban.ru

Евгений Куделя: «Фестиваль Кубана отменять не будем»

 

Краснодарский край — передний фронт внутреннего туризма в России, и он же — головная боль туристической отрасли. Олимпийское строительство в Сочи, плохая экология в Новороссийске, постоянные наводнения, недешевые транспортные услуги... «Российский туризм» задал непростые вопросы министру туризма и курортов Краснодарского края Евгению Куделе. И он ответил нам о возможности отмены популярного фестиваля «Кубана», дешевых билетах до Сочи, использовании олимпийской инфраструктуры после Игр 2014 года и новой системе безопасности против наводнений.
 
- Существует стратегия развития туристского комплекса Краснодарского края: к 2020 году регион будет принимать до 18 млн человек в год. Но вы сами недавно сказали, что летом краснодарские курорты перегружены, гостиницы не в силах принять всех. И каким образом вы тогда хотите увеличивать турпоток?
 
- Курорты Краснодарского края — это живой организм. Они были раньше и будут завтра. Только завтра прибавится много тысяч мест в гостиницах: как только закончится олимпийская стройка в Сочи. Это, во-первых, серьезно разгрузит сам Сочи, а во-вторых, сбалансирует цены. Возрастет конкуренция, появится очень много свободных мест. По крайней мере, в первые два-три года после Олимпиады проблем с дефицитом размещения не будет. Потом люди распробуют, что там неплохо получилось. Особенно в Имеретинской низменности. Очень рекомендую туда съездить — идеальный пляж, чистейшее море, всё сделано по уму. И отдыхать в окружении такой красоты очень даже приятно. Поэтому слабо верится в то, что говорят о спаде турпотока после Олимпиады. Думаю, он сначала останется на прежнем уровне, а потом с каждым годом все больше и больше людей будет приезжать, чтобы пожить в этой красоте.
 
- Однако, многие строящиеся под Олимпиаду отели расположены не на побережье. Поэтому действительно существует опасение, в том числе среди сочинских туроператоров, что эти объекты не будут заполняться ни летом, ни зимой.
 
- Те гостиницы, которые построены в Красной Поляне, зимой заполняться будут. Несмотря на цены. Понимаете, на выходных мест там нет. Уже сейчас.
 
- Сейчас есть некий бум, связанный с тем, что скоро будет Олимпиада, событие. Кроме того, проходит много тестовых соревнований и в гостиницах живут спортсмены. А что сподвигнет людей ехать в Сочи после Олимпиады?
 
- А вы думаете, после Олимпиады люди перестанут кататься на лыжах? К тому же, туда очень комфортно добраться — сейчас строят совмещенную железную дорогу и автотрассу. Создаются объекты развлечений, бассейны. Человек не просто приехал в какой-то горный поселок — это фактически новый город. А летом горные курорты зарабатывают в два раза больше денег, чем зимой.
 
- Это в Альпах так, а у нас?
 
- И у нас так. Люди приезжают и так же катаются на канатной дороге. Многие отдыхающие, которые приезжают в Сочи, и в Альпах тоже бывали. 
 
- Но в Европу порой добраться даже дешевле, если говорить про Москву и Петербург. Фактор дороговизны авиа- и ж/д перевозки — это уже избитая тема, но ведь проблема существует. Как уменьшить транспортные расходы туристам? 
 
- Транспортный вопрос — это действительно наша боль. Не только наша, общероссийская боль. Мы с моими коллегами из регионов называем это «транспортный тромбоз Российской Федерации». И это беда не одной туристической отрасли. Моя коллега с Чукотки, чтобы прилететь в Якутию, отправилась сначала в Москву, а потом обратно. Отсутствует система внутренних авиаперевозок. Я полагаю, что они нерентабельны. Где выгодно, там самолеты и летают. Значит, государство будет применять меры стимулирования. На ближайшем совещании, которое будет проводить Дмитрий Медведев, думаю, этот вопрос будет затрагиваться. 
Также, мы с нашими коллегами из Ставропольского края, из Сибири и Дальнего Востока внесли предложение в Минтранс о дотации перевозок из Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть страны. В список городов, куда могут летать льготники, теперь попали Анапа, Геленджик, а Сочи там уже был. Сейчас мы боремся за то, чтобы туда включили Краснодар, через который идет огромный турпоток летом. Правда, льготы распространяются только на студентов и пенсионеров, а мы хотим, чтобы правительство включило туда граждан, имеющих именную путевку на предъявителя. Таким образом, мы поддержим и курорты Краснодарского края, и Кавминводы. 
 
- Ценовой барьер касается не только перевозки, но и отелей. Ваше министерство само проверяло гостиницы, и выяснило, что многие завышают себе категорию и, соответственно, цену. Предполагалось составить рейтинг отелей, пляжей, кемпингов, чтобы у туриста была объективная информация. Что-то в этом направлении сделано?  
 
- На сайте нашего министерства мы опубликовали рейтинги лучших санаторно-курортных предприятий. То есть вы можете заходить и смотреть: такая-то база отдыха, можете смело туда ехать, и если возникнут какие-то вопросы, они будут оперативно решаться. 
Что касается приостановки работы тех гостиниц и санаториев, которые завышают свою «звездность», то комиссии ходят постоянно: прокуратура, полиция, Роспотребнадзор. В Сочи пять тысяч средств размещения. Если мы по каждому закрытию будем поднимать шум, то появится только лишняя истерия. Но закрывать закрывают — Роспотребнадзор на 90 дней приостанавливает деятельность таких предприятий. Еще у нас существует система «тайный гость»: наши эксперты  селятся в отель и собирают информацию, насколько «звезды» соответствуют настоящим.
 
- Кроме сочинских объектов, создается еще новый туркластер в Лаго-Наки, куда будет вложено до 15 млрд. рублей. Но на Северном Кавказе планируется строительство очень большого количества горнолыжных курортов. Не получится ли так, что построят их много, а поедет туда мало туристов?
 
- Если вы житель Краснодара, зачем вам ехать кататься на горнолыжку за 600 километров, когда можно за 175? Вы же конечно поедете туда, где ближе. К тому же, Лаго-Наки — это не супер-большой курорт, так что заполняемость будет нормальной. А поводу 15 млрд рублей, из них 5-7 млрд — средства, которые в ближайшее время будут вложены в инженерную инфраструктуру. А дальше уже дело за частными инвесторами.
 
- А они готовы вкладываться в этот курорт?
 
- Конечно. Инвесторы начинают вкладываться после того, как положен первый километр дороги, первый километр трубы и первый километр ЛЭП. Вот тогда они прибегают, их даже звать не надо. Проблема всей России — отсутствие инженерных сетей. Поэтому мы работаем с органами власти, с естественными монополиями, чтобы проложить новые сети. И сразу возникают точки экономического роста.
 
- А что-то реальное уже происходит в Лаго-Наки? То есть, дальше уровня переговоров с инвесторами и федеральными властями?
 
- Разработана часть проектно-сметной документации, пройдена экспертиза. В этом году начнет строиться дорога. И параллельно мы с энергетиками решаем вопрос по энергоснабжению и газоснабжению. Мы надеемся, что войдем в инвестпрограмму «Газпрома» уже в этом году, и в этот район потянут трубу.
 
- Пока новые объекты еще в процессе создания, в Краснодарском крае уже появились другие центры притяжения туристов, то, что мыотносим к понятию событийного туризма. Например, фестиваль «Кубана». Однако, в последнее время много новостей о том, что фестиваль могут запретить, заменить его другим, якобы более соответствующим национальным, культурным традициям региона. При том, что на «Кубану» приезжают десятки, если не сотни туристов. Насколько это реально?
 
- Подробности не комментирую пока никак. Но думаю, что фестиваль состоится. Если при его организации есть какие-то недостатки, они будут устранены. 
 
- Недавно, опять же, в прессе был опубликован образ среднестатистического туриста, который приезжает на курорты Краснодарского края. Оказалось, что это рабочий или специалист со средним достатком, а состоятельных гостей не так много. Планируете ли вы двигаться в направлении более взыскательной клиентуры?
 
- В одном сочинском отеле стоимость пяти дней проживания в сентябре составляет около миллиона рублей. И там мест нет! Это миф, что состоятельные люди не ездят. Ездят, и еще как. Причем у многих из них есть излюбленные гостиницы, дома.
 
- Возвращаясь к Олимпиаде. Туроператоры жалуются, что невозможно купить билеты на соревнования и формировать туры с посещением игр. Туроператоры жалуются в том числе на вас...
 
- Продажей билетов занимается оргкомитет Сочи. Он решает все вопросы…Есть сайт, есть телефон оргкомитета Сочи — господа туроператоры, заходите, звоните.
 
- В январе в министерстве курортов Краснодарского края прошло совещание по вопросу обеспечения безопасности в регионе. Какие главные проблемы там обсуждались? Поднимался ли вопрос наводнений, таких, которое, например, произошло в Крымске в прошлом году? Это ведь не единичный случай, и краснодарское  побережье подмывает постоянно. Как с этим бороться? 
 
- Если говорить в целом о безопасности, то людям надо быть более бдительными, более внимательными. Не оставлять без присмотра детей, ценные вещи. Мы сейчас готовим плакаты соответствующие. Человек — такое существо, которому постоянно надо напоминать, талдычить: будь внимателен, не купайся в неположенных местах. Большая беда — купание людей в нетрезвом состоянии — очень много несчастных случаев связано именно с этим. Поэтому мой совет, даже требование: не купаться в нетрезвом  состоянии.
А Крымск — это отдельная тема. Это тема чрезвычайной ситуации. Дело в том, что за последние годы в Краснодарском крае сложилась такая система: у всех органов власти есть «тревожные чемоданы». Поступает звонок в два часа ночи, мы его хватаем и выезжаем на место. И каждый орган власти знает, что делать. Проблема в том, что произойди такая ситуация в любом регионе, где спокойная жизнь — и люди не будут знать, что делать. Они будут бегать из стороны в сторону. Но каждый орган власти должен знать, кто первый принимает решение, кто собирает людей, кто их вывозит. Наше министерство ответственно за резервирование мест. Получаем оценку по пострадавшим и распределяем, куда их развозить. 
 
- Не совсем ясно: вы говорите о новых мерах, новой системе безопасности на случай ЧП? 
 
- Конечно, она уже создана. Никто же не хочет, чтобы его посадили. Везде проверена система оповещения. Всё можно восстановить, всё можно купить — кроме  человеческих жизней.
Также в рубрике
Отдых в речном круизе особенный: плотность событий зашкаливает
 0
В походе копченые продукты могут быть отличным источником белка
 0