USD: 62.4352
EUR: 73.2427

Хасан Тимижев: "Мы должны создать курорты европейского уровня, но с кавказской изюминкой"

На Российском инвестиционном форуме в Сочи "Курорты Северного Кавказа" представили три проекта: "Архыз", "Эльбрус" и "Ведучи"

Хасан Тимижев: "Мы должны создать курорты европейского уровня, но с кавказской изюминкой"
О перспективах развития курортов и привлекательности проекта Северо-Кавказского туристического кластера для инвесторов порталу "Интерфакс-Туризм" рассказал генеральный директор АО "КСК" Хасан Тимижев.

- Хасан Хамишевич, какие проекты АО "КСК" представило на Российском инвестиционном форуме в Сочи?

- На форуме мы представили курорты, развитие которых осуществляется в рамках первого этапа проекта Северо-Кавказского туристического кластера, как предусмотрено стратегией АО "КСК". Это курорты "Архыз" в Карачаево-Черкесии, "Эльбрус" в Кабардино-Балкарии и "Ведучи" в Чеченской Республике. Эти площадки развиваются в рамках механизма федеральной поддержки по привлечению инвестиций в особые экономические зоны.

- Насколько высок интерес к ним у инвесторов?

- На начальном этапе нам было сложно привлекать частные инвестиции. Приходилось работать с инвесторами "точечно", убеждать их стать резидентами ОЭЗ и вместе с нами как управляющей компанией развивать горнолыжные курорты.

По "Архызу", нашей стартовой площадке, инвесторы стали активно подключаться к проекту с 2014 года. На сегодняшний день у нас работает уже 27 резидентов.

- Это много или мало? 

- Ну, смотрите сами. Если взять все туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации, то в них суммарно работает чуть больше тридцати резидентов. То есть еще буквально год-два — и мы только на "Архызе" будем иметь большее количество резидентов, чем в России на аналогичных площадках в целом.

Кстати, буквально накануне форума в Сочи прошел наблюдательный совет ОЭЗ "Архыз", где были рассмотрены заявки еще двух потенциальных резидентов — компаний "Феникс" и "Олимпия" — на сумму более 1,5 млрд рублей. В ближайшее время они будут вынесены на Экспертный совет по ОЭЗ Минкавказа России, где будет приниматься решение о присвоении статуса резидентов.

- Недавно, меньше месяца назад открылся горнолыжный курорт "Ведучи". Каковы первые итоги его работы?

- Еще рано подводить какие-то итоги, все же времени с момента открытия прошло совсем немного. Но, по нашим данным, за неполные три недели работы курорта "Ведучи" его посетили более тысячи человек. На наш взгляд, для региона, где никогда не было горнолыжного курорта, где культура горнолыжного туризма пока отсутствует, это достаточно хороший показатель.

Ведучи

Курорт в основном пока посещают местные жители, представители Чеченской Республики, есть и туристы из Дагестана, Ставропольского края, то есть все это регионы СКФО. Пока рассчитывать, что сюда будут приезжать туристы из Москвы и Санкт-Петербурга, преждевременно, да и курорт по своим масштабам еще не готов выходить на федеральный уровень – работают только базовые объекты горнолыжной инфраструктуры, которые позволят новичкам впервые встать на горные лыжи. Это один подъемник и одна трасса протяженностью чуть меньше километра. Также есть детская зона с траволатором, бугельный подъемник с учебным склоном, пункты сервиса, проката и питания. При этом и стоимость ски-пасса на курорте очень доступная — 400 рублей для взрослого туриста.

- На Российском инвестиционном форуме в Сочи вы подписали соглашение с французской компанией РОМА S.A.S. о создании совместного предприятия "Национальные канатные дороги". Насколько приоритетным является проект для АО "КСК" и для горнолыжной индустрии страны?

- Сейчас для нас этот проект становится достаточно актуальным. Опыт работы АО "КСК" показал, что наиболее ресурсоемкие объекты с точки зрения финансовых затрат — это канатные дороги. Это достаточно дорогие объекты. Так как в России производство канатных дорог отсутствует, нам приходится приобретать это оборудование за рубежом, что приводит к определенному удорожанию за счет стоимости доставки, таможенных пошлин, колебаний валютного курса. Поэтому совместно с нашими французскими коллегами из компании POMA S.A.S. мы проработали возможность организации производства канатных дорог на территории Российской Федерации.

Это большой бизнес-проект, интересный нам не только как управляющей компании Северо-Кавказского туристического кластера, не только с точки зрения развития горнолыжного туризма на Кавказе. Мы считаем, что важным компонентом будущих доходов совместного предприятия "Национальные канатные дороги" должно стать и производство канатных дорог, которые будут использоваться как элемент транспортной инфраструктуры городов. В России эта культура постепенно начинает развиваться — например, подобная канатная дорога связывает берега Волги в Нижнем Новгороде. Да и в других крупных городах канатный вид транспорта становится все более популярным, учитывая загруженность дорог и плотную застройку территорий.

Плюс по сравнению с канатными дорогами для горнолыжных курортов, которые работают только в зимний период, городские транспортные системы работают непрерывно, круглый год, что сказывается на рентабельности. Так, если окупаемость горнолыжных канатных дорог составляет от 10 до 15 лет, то городских — уже от 5 до 10.

- Этот год станет для вас первым в должности генерального директора АО "КСК". Расскажите, какие приоритетные задачи Вы ставите перед компанией на этот год?

- Планы у нас большие. В этом году мы надеемся завершить основной этап масштабного проекта по созданию горнолыжной инфраструктуры на северо-ориентированном склоне поселка Романтик на курорте "Архыз". Там появится уникальная зона катания протяженностью более 11 км, с отличным качеством снега, который будет дольше лежать на склонах, защищенных от воздействия прямых солнечных лучей горными вершинами. Это позволит закрывать зимний сезон не в начале апреля, как сейчас, а в конце апреля или даже в мае. Хотим также улучшить и летнюю инфраструктуру курорта "Архыз", создать дополнительные площадки для привлечения туристов.

Эльбрус

В "Эльбрусе" планируем расширить зону катания на уровне самой высокогорной канатной дороги (3847 метров – ИФ). Сегодня это актуально не только для любительского спорта, но и профессионального: надеемся организовать здесь круглогодичную базу для тренировок наших спортсменов.

Что касается "Ведучи", то здесь к концу года мы планируем завершить проектирование объектов на северо-ориентированном склоне курорта — это шесть канатных дорог и 14 горнолыжных трасс.

- Являются ли для вас конкурентами курорты Красной Поляны Сочи?

- Нет, не являются. Потому что мы, на мой взгляд, ориентированы на разных клиентов. Курорты Северного Кавказа более доступны в части цены, они ориентированы на средний уровень дохода.

Кроме того, наши курорты дополняют туристическое предложение как "краснополянских" площадок, так и друг друга. Каждый имеет свои отличительные особенности, которые ценны для разных категорий туристов. "Архыз" — это семейный курорт, с горнолыжными трассами преимущественно для начинающих, с насыщенной развлекательной программой. "Эльбрус" — это мировой бренд, самая высокая точка Европы, которую едут покорять опытные лыжники и профессиональные спортсмены и, конечно, альпинисты. ВТРК "Ведучи" расположен всего в часе езды от Грозного, столицы Чеченской Республики, а значит, станет курортом практически "шаговой доступности" для жителей региона.

- Как Вы находите туриста, который выбирает курорты Северного Кавказа?

- Мы проводим маркетинговые исследования для формирования портрета потребителя наших услуг, запускаем соответствующую рекламу, работаем с отзывами туристов в социальных сетях.

Архыз

Плюс ведем работу по тем направлениям, которые, в общем, не находятся в зоне нашей прямой ответственности — например, решаем вопросы транспортной доступности курортов, активно ведем переговоры с авиакомпаниями о ценовой политике.

- Какую задачу-максимум вы ставите перед АО "КСК" на ближайшие 10 лет?

- Наша ключевая цель на перспективу — создать современные горнолыжные курорты, качество которых ни в чем не будет уступать европейским, но сохранить кавказскую "изюминку".

interfax.ru

Также в рубрике
Болельщиков из Европы не испугал даже дождь — нужно не только посетить матч, но и успеть купить сувениры
 0

История россиянки, перебравшейся в Италию

 0