USD: 57.5706
EUR: 67.9333

Мода не в моде

Кирилл Журенков — о грядущей перестройке фешен-индустрии

Мода не в моде

Мир моды уже не будет прежним — меняется все, от того, что мы носим, до того, где и как мы это покупаем. В будущее фешен-индустрии попытался заглянуть "Огонек"

Будущее, конечно, не только за 3D-печатью. Самые обыкновенные, казалось бы, вещи сегодня "умнеют" на глазах

У модельеров и их поклонников завершается горячий сезон: в феврале и марте прошли главные мировые недели моды — лондонская, парижская, миланская и нью-йоркская, а также наша — московская. Столичная неделя моды сегодня привлекает не только дефиле, но и форматом экспертных конференций, где аналитики пытаются определить основные контуры модного будущего — от виртуальной реальности и "умных" материалов до конца эпохи глянца и перспектив онлайн-торговли. Прогноз неоднозначен: новые технологии действительно все сильнее меняют мир моды, однако эти изменения сложнее, чем кажутся.

Давайте познакомимся — Френсис Битани, американский дизайнер, один из пионеров 3D-печати. Несколько лет назад он буквально взорвал мир моды: представил публике платье, созданное на 3D-принтере специально для популярной бурлеск-дивы Диты фон Тиз. Нейлоновое одеяние скреплялось 3 тысячами соединений и было украшено 12 тысячами кристаллов Swarovski, но поражало не этим, а открывающимися перспективами. По сути, Битани проложил дорогу остальным коллегам, которые сейчас экспериментируют в том же направлении: например, художнику из Лос-Анджелеса Айману Ахтару, создающему наряды а-ля "Звездный путь" со светодиодной подсветкой, или испанцу Игнасио Гарсии, печатающему 3D-кроссовки из инновационного эластичного волокна... Но будущее моды, конечно, не только за 3D-печатью. Самые обыкновенные, казалось бы, вещи сегодня "умнеют" на глазах.

— Уже налажено экспериментальное производство новых высокотехнологичных тканей c вмонтированными датчиками, измеряющими давление или, скажем, пульс человека, с использованием нанотехнологий. Пока это узкий сегмент рынка, но так будет не всегда,— говорит Ольга Вайнштейн, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ.— Технологии вообще сдвигают границы нашей телесности: мы ведь постоянно взаимодействуем с гаджетами. Мода вынуждена подстраиваться: вспомните хотя бы появление карманов, сумочек или футляров для мобильных телефонов, айпадов — их дизайн менялся вслед за эволюцией этих устройств.

Как скоро уникальные ткани и материалы окажутся доступны потребителю? Эксперты указывают на ряд препятствий: ну, например, технологи так и не решили, куда, собственно, прятать батарейки? Или вот еще проблема: стирка. Обидно залить водой и испортить дорогостоящую электронику, значит, нужно придумывать новые способы борьбы с грязью, например системы самоочистки...

Людмила Алябьева, шеф-редактор журнала "Теория моды: одежда, тело, культура", с оптимизмом смотрит в будущее: технологии развиваются очень быстро, так что ждать осталось недолго. По словам эксперта, обычно все начинается с дорогих марок — они первыми идут на эксперименты, но затем происходит постепенная демократизация, и вот уже умные ткани, изначально созданные для медицины или ВПК, оказываются широко доступны.

— Похожая ситуация с 3D-печатью,— говорит эксперт.— Сегодня демонстрируют экспериментальную одежду и обувь, но скоро у каждого из нас, вполне возможно, будет свой персональный 3D-принтер для распечатки одежды, так же как сейчас у каждого стоит персональный компьютер или ноутбук.

Меняется, впрочем, не только одежда: в прошлое могут уйти и старые добрые бутики. Не верите? И зря: своего рода супермаркет будущего в декабре прошлого года открыла в Сиэтле (США) компания Amazon. Покупатель просто приходит туда, выбирает, что ему нравится, и уносит это домой — специальные сенсоры запоминают его выбор, а система сама списывает сумму со счета. Занятно, что идея уже взята на вооружение и в мире моды: нью-йоркский дизайнер Ребекка Минкофф использовала похожую технологию для своего бутика, пишет Forbes. Идеология проекта: избавить клиента от оценивающих взглядов консультантов — как это было в знаменитом фильме "Красотка" с Джулией Робертс. Но и это еще не все перемены: как насчет "умных" примерочных, где можно не только примерить одежду, но и подобрать к ней аксессуары и даже дистанционно вызвать консультантов с вещью нужного размера?

Впрочем, эксперты "Огонька" отмечают, что изменения, происходящие в мире моды, сегодня не ограничиваются гаджетами и супертканями.

— Меняется сама система моды,— говорит Ольга Вайнштейн.— Она становится более демократичной: одежду все чаще демонстрируют не профессиональные модели, а обыкновенные люди; чувствуя кризис, haute couture делает шаг навстречу потребителю. Или вдумайтесь, насколько важную роль благодаря интернету стали играть фешен-блогеры! Сегодня один пост всемирно известного блогера перевешивает мнение десятка журналистов из глянцевых изданий. Да что там! Такие блогеры, как Кьяра Ферраньи, Руми Нили, Сьюзи Лау или Брайан Бой, теперь зачастую определяют модные тренды.

Мода умерла — в экспертной среде очень активно обсуждается эта тема, продолжает Людмила Алябьева. И уточняет: модельеры уже, по сути, не изобретают ничего нового, а лишь комбинируют стили разных эпох. Им больше нечего обыгрывать и нечего нарушать.

— Конечно, сама я не считаю, что мода умерла, речь, скорее, о новом этапе. Что это будет — эпоха нового консерватизма или еще большая креативность, грозящая обернуться не меньшим консерватизмом? Пока предсказать трудно,— резюмирует эксперт.

Впрочем, все специалисты, опрошенные "Огоньком", так или иначе сходятся в другом: в моде экотренд, а идеология гиперпотребления больше не привлекательна. Люди идут в комиссионки, устраивают вечеринки, где меняются надоевшей одеждой, — и все это не только ради экономии или оттого, что хочется креатива, а готовых решений, предлагаемых дизайнерами, уже недостаточно. Их мотивирует и забота об окружающей среде.

— Популярный тренд, казалось бы, противоречащий духу времени,— медленная мода,— говорит Ольга Вайнштейн.— Это ставка на ручное производство, на использование экологичных материалов. Сторонники медленной моды призывают людей покупать несколько хороших, носких вещей и не менять их каждый сезон. Наряду с медленной едой, это пусть утопичное, но одновременно очень массовое движение: идея в том, чтобы получать удовольствие от жизни, со вкусом проживать ее. А разве не этого хочется каждому человеку?

Эволюция нового

 

Мэган Виртанен, историк моды

Мэган Виртанен, историк моды

Фото: из личного архива

Мода будущего будет стремиться в сторону наименьших затрат

Любая новая технология, конечно же, оказывает влияние на модные тенденции. Можно вспомнить хлопкоочистительную машину Эли Уитни в XVIII веке, жаккардовый станок в 1800-е, первые эксперименты с целлюлозой в конце XIX века, увенчавшиеся созданием вискозы, появление нейлона, лайкры и неопрена в XX веке, и, наконец, новинки века XXI, например смесь тефлона с лайкрой, названную "акульей кожей"... Каждое такое новшество сразу меняло лицо моды: появлялись новые фасоны, новый тип кроя, снижались издержки на производство, а модная одежда становилась доступнее.

Новинки техники в области кроя и пошива важны не меньше: первые швейные и вязальные машины в XIX веке позволили механизировать обработку деталей одежды и аксессуаров, а современные автоматы с компьютерным управлением — раскраивать несколько десятков слоев ткани за один прием.

О том, как менялись наши практики приобретения одежды, в двух словах не рассказать. Придется упомянуть и удешевление текстиля в ходе индустриального развития в XIX веке, и появление универмагов, значимость которых стала расти с середины позапрошлого века, и сложный путь, который готовая одежда "прошла" в восприятии потребителей, и массовое производство в веке XX, вплоть до появления интернет-торговли уже в наши дни. Прогнозы — занятие неблагодарное, однако в будущем стоит ожидать роста именно интернет-торговли. Возможно, появится услуга, когда можно будет создать виртуальную модель по собственным меркам или даже по фотографиям, а затем подобрать одежду, максимально соответствующую вашим размерам. Впрочем, офлайн-бутикам, скорее всего, опасность не грозит — большой процент покупательниц увлекает сам процесс примерки и выбора.

В целом, на мой взгляд, мода будущего будет стремиться в сторону наименьших затрат как на производство одежды, так и на ее приобретение и поддержание в должном состоянии. Автоматизированное производство, покупка через интернет-магазины с доставкой на дом, минимальные требования к стирке и чистке — вот примеры этой тенденции...

Стоит сказать пару слов и о русской моде. Чаще всего она следовала за европейской. В дореволюционный период, за редкими исключениями вроде Надежды Ламановой (российского, а затем советского модельера.— "О"), отечественные производители пытались как можно точнее скопировать западные фасоны, а то и скрыться за "иностранными" названиями. Прорывом можно считать 1920-е годы, когда русские конструктивисты и творцы авангарда пытались создать "новую моду для нового человека". Работы Варвары Степановой и Любови Поповой и в наши дни можно увидеть в западных учебниках для дизайнеров. Крайне интересны были и находки Владимира Татлина. Он создал многое из того, что сейчас кажется само собой разумеющимся, например идея пальто с отстегивающимися рукавами принадлежит именно Татлину. К сожалению, такие прорывы в русской моде были редки и обычно ограничивались одним или двумя новыми техническими решениями.

Ревизия снятого

Изобретателям моды будущего на заметку: среди самых любимых вещей у россиян — платья и свитера

Есть ли у вас в гардеробе любимая вещь и что это за вещь? (в % опрошенных)

Источник: ФОМ, 2014 год

Костюмчик на вырост

Ведущие модельеры мира уже не раз пытались спрогнозировать моду будущего для различных кинофильмов. "Огонек" вспомнил самые известные попытки

Пако Рабанн

Фото: Dino de Laurentiis Cinematografica

Европейский фантастический фильм "Барбарелла", выпущенный в далеком 1968 году, запомнился зрителям не только тем, что показывал жизнь в 4100 году, но и вызывающими костюмами главной героини. Их автором был французский модельер баскского происхождения знаменитый Пако Рабанн, который в те годы экспериментировал с новыми материалами. В результате Барбареллу обрядили в нечто из зеленых пластин, и, говорят, этот футуристический и одновременно сексуальный наряд будоражит многих дизайнеров до сих пор.

Жан Поль Готье

Фото: Gaumont

Не менее знаменитый французский модельер тоже не так давно попытался представить моду будущего (на этот раз — 2263 года) — для фильма Люка Бессона "Пятый элемент". Объем работы, выполненный дизайнером для этой кинокартины, впечатляет: это сотни костюмов! Модельер черпал вдохновение повсюду: например, странное платье главной героини Лилу, представляющее собой белые полосы наподобие бинтов,— это отсылка к Фриде Кало и одной из ее картин, а мужчины в фильме зачастую одеты в такое, что разница между женским и мужским костюмом почти стирается. Мода будущего, по версии "Пятого элемента",— это, по сути, победивший унисекс.

Эзра и Туба Четин

Фото: Color Force / Lionsgate

Турецкие модельеры для фантастического кино костюмов пока не создают, зато им вдохновляются. Модный проект Эзры и Тубы, созданный при содействии крупной технологической корпорации, вдохновлен фильмами вроде "Голодных игр". Напомним, что герои этой картины щеголяют в интерактивных костюмах: например, подол платья главной героини эффектно загорается, поражая зрителей. Эзра и Туба добились похожего эффекта в реальности: они создали платье из... искусственных бабочек с сенсорами. По желанию хозяйки они могут, например, разлететься или будут просто трепетать при приближении другого человека.

Карим Рашид, дизайнер (США)

Карим Рашид, дизайнер (США)

Фото: Дмитрий Лекай / Коммерсантъ

Мода сейчас — это ни в коем случае не эстетические штампы, это новизна и функциональность. Необходимо приспосабливаться к новой среде, работать с интернет-технологиями, 3D-печатью и другим прогрессивным инструментарием. Для дизайнера важно задаться вопросом, какова его задача как творца. Ответ на него поможет найти свой стиль, который будет воспринят целевой аудиторией.

Источник: Дни.Ру

Джузи Беттони, управляющий директор и основатель Eco Textile Library

Джузи Беттони, управляющий директор и основатель Eco Textile Library

Фото: fitnyc.edu

Известный факт, что потребление в таких масштабах становится причиной ухудшения экологии из-за огромного количества отходов. Поэтому переработка одежды — это не только выход из создавшейся экологической ситуации, но и главный тренд при производстве модных коллекций. Мода с каждым годом становится все более "ответственной".

Источник: "Вечерняя Москва"

Петр Левич, директор департамента взаимодействия науки, технологий и общества Московского технологического института, основатель организации Future Foundation

Петр Левич, директор департамента взаимодействия науки, технологий и общества Московского технологического института, основатель организации Future Foundation

Фото: vk.com/peter.levich

Наша одежда, наши очки (даже не Google, а диоптрийные очки) — это все расширение возможностей. Важно, что в этом процессе есть зримая и даже осязаемая граница — поверхность человеческой кожи... Граница нашего человеческого тела достаточно сильна. Если мы носим браслет, который считает шаги или пульс, снаружи кожи или, казалось бы, гораздо более удобную и равную по функционалу капсулу с чипом под кожей, то для людей тут большая разница.

Источник: радио "Свобода"

Также в рубрике

История москвички, которая переехала в Объединенные Арабские Эмираты

 0

Француженка Сесиль Плеже живет в Москве почти 20 лет. Она застала 1990-е, помнит Лужкова, вещевые рынки, «Солянку» и взлет хипстеров, но продолжает удивляться тому, как в России люди понимают комфорт и строят отношения

 0