USD: 73.6694
EUR: 83.1138

О.Меркулов: Медтуризм в Россию будет расти — свято место пусто не бывает

Первый заместитель генерального директора СК «ВТБ Страхование» Олег Меркулов рассказал РИА АМИ, что нужно сделать, чтобы Россия повысила свое место в рейтинге стран, привлекательных для медицинского туризма.

Текст: Петр Сапожников
О.Меркулов: Медтуризм в Россию будет расти — свято место пусто не бывает

— Каким образом можно привлечь в Россию иностранцев? Есть ли уникальные отличия нашей страны от других стран в этом отношении?

— Во времена СССР существовали медицинские учреждения, о которых знали далеко за пределами страны. В качестве примера можно привести МНТК микрохирургии глаза Святослава Федорова — лечиться в эту клинику приезжали люди со всего мира.

Для того, чтобы Россия стала востребованным местом с точки зрения медицинского туризма, нужно, с моей точки зрения, продвигать ее как место, где пациент может попасть на лечение к врачам с мировым именем, академикам, профессорам, которые имеют огромный клинический опыт и работают в лучших федеральных медицинских центрах, ведущих клиниках страны. Причем, по низким ценам по сравнению с европейскими и американскими.

В этом направлении сейчас начинают работать ведущие страховые компании, «ВТБ Страхование» начало этот путь несколько лет назад. За зарубежными клиентами охотятся лечебно-профилактические учреждения и частные клиники. В то же время, в России есть врачи мирового уровня, которые проводят лечение не только в России, но и в Швейцарии, Германии, США и других странах иногда даже чаще чем в России. Поэтому, даже без господдержки наблюдается рост медицинского туризма в Россию.

Вероятно, это происходит, в том числе, за счет русскоязычной диаспоры за рубежом и ее рекомендаций. И этот рост будет продолжаться, как говорится, свято место пусто не бывает, но это не будет системно и не даст значительных объемов, которые смогут продвинуть Россию с 34 места в рейтинге на первые позиции.

— Как может помочь в этом государство, какие виды поддержки оно может предоставить?

— Государство может ускорить этот процесс. Во-первых, нужно ввести долгосрочные въездные медицинские визы для тех, кто будет приезжать сюда на лечение. Пациент должен получить возможность без проволочек продлить визу по медицинским показателям. Ведь если человек приехал сюда для того, чтобы получить сложное высокотехнологичное лечение, ему вряд ли будет комфортно прерывать лечение и уезжать домой только для того, чтобы получить новую российскую визу.

Также государство должно помочь повысить цитируемость российских высококлассных врачей и институтов. Очень часто бывает, что специалист действительно высочайшего уровня не известен за рубежом потому, что у него нет зарубежных публикаций. То есть, за пределами России нет информации, которая позволила бы потенциальному пациенту принять решение приехать на лечение. Также необходимо помочь медучреждениям в плане международной узнаваемости и получения рейтингов.

Для решения этих задач должна быть объявлена государственная программа поддержки въездного медицинского туризма, которая включала бы финансирование отправки наших ведущих специалистов на международные конгрессы и семинары для выступлений, международное продвижение высококлассных российских ЛПУ, медвузов и врачей. Необходима их поддержка со стороны государственных СМИ, вещающих за границу, таких, как Russia Today, и создание интернет-ресурсов на эту тему.

Работа по продвижению российской медицины за рубежом, так же, как продвижение товаров и услуг, должна быть поручена внешнеполитическмм и внешторговым ведомствам. Они должны создавать соответствующий имидж российской медицины в странах, которые могут быть потенциальным рынком для въездного туризма. Будет полезно, если посольства и торгпредства в этих странах обеспечат контакты российских страховых и сервисных компаний с местными страховыми и сервисными компаниями, другими партнерами для продвижения медицинских продуктов.

— Из каких стран будет наибольший поток туристов?

На мой взгляд, медицинский туризм в Россию будет интересен, как для граждан стран СНГ и постсоветского пространства, так и для граждан стран Восточной, а по отдельным программам и и Центральной Европы. В качестве его потребителей можно рассматривать страны Юго Восточной Азии, такие, как Китай, Индия, Вьетнам. Там, конечно, строят медицинские центры, но в этих странах нет такой богатой истории современной классической медицины, как в России и очень велико население.

Кроме того, стоит обратить внимания на страны Ближнего Востока, где традиционно сильны позиции РФ и многие специалисты и высокопоставленные чиновники из этих стран приезжали сюда на обучение и о качестве лечения в России знают не понаслышке.

Но, пожалуй, одним из наиболее перспективных направлений являются США. Минимальная медицинская страховка, причем с огромной франшизой, стоит там более $4,5 тыс. Минимальная онкологическая страховка — $18 тыс. В тоже время, сейчас «ВТБ Страхование» предлагает онкологическую страховку «Управляй здоровьем» с единовременной выплатой в случае диагноза 1.5 млн руб. и оплатой лечения на сумму 60 млн руб. всего 29 или 39 тыс. руб. в год, в зависимости от возраста, что, соответственно, приблизительно всего $450 и $650 в год. Только представьте, это разница почти в 30 раз. При этом, мы говорим о самых дешевых страховых программах, где клиента не будут обслуживать в лучших клиниках врачи с мировым именем.

— Российское государственное здравоохранение может быть высококлассным, но оно точно лишено того лоска и комфорта, которые есть в США или Израиле. Что с этим делать?

— Сервису надо учиться, инвестировать средства, готовить кадры, что делают все клиентоориентированные компании. Мы же имеем большое количество примеров высокго сервиса в России. Это и торговые сети, и банки, и отели, и рестораны, и автосалоны, да и многие частные и государственные клиники.

Наверное, не все российские клиники могут сейчас предложить достаточное качество проживания и питания, но они обладают хорошим оборудованием и врачами. Очень часто проблема немотивированности младшего и среднего медицинского персонала. Но все эти проблемы решаются, в том числе с помощью привлечения ассистанс-компаний, контроля качества со стороны страховых компаний. Уже давно существуют палаты повышенной комфортности для клиентов по корпоративным программам добровольного медицинского страхования и частных клиентов. Причем, эти услуги предлагают, как частные, так и государственные медицинские учреждения. Тут уже очень много сделано и, порой, на самом высоком уровне. Мне приходилось бывать во многих их них.

В тоже время, я хотел бы подчеркнуть важную роль именно сервисных компаний. Не будучи страховыми компаниями или медицинскими учреждениями, они, тем не менее, они могут оказывают полный спектр услуг по сопровождению зарубежных пациентов — рекомендация профильных медучреждений, помощь с получением приглашения от клиники для визы, транспортировки, размещении пациента и сопровождающих лиц, организация правильного питание (в том числе специфическое, такие как халяльное, кошерное, вегетарианское), услуги переводчика и т. д. Словом, поностью сопровождать клиента на постоянной основе.

Большинство страховых компаний, которые занимается ДМС и ВЗР, сотрудничает с крупнейшими российскими ассистанс-компаниями, а они работают с медучреждениями.

— Какие дальнейшие шаги надо предпринять?

— Как вариант, на первом этапе возможно создание ассоциации ассистанс-компаний, которые будут заниматься организацией медицинского туризма в Россию. Члены ассоциации должны иметь возможность работать по специальным тарифам с уполномоченными высокотехнологическими медучреждениями и сотрудничать с российскими и зарубежными страховыми компаниями , а также иностранным сервисным компаниями, такими как «АКСА Ассситанс».

Источник: riaami.ru

Также в рубрике
Общий объем инвестиций в создание двух арктических курортов — «Затундра» (Таймыр) и «Валла-Тунтури» (Кольский полуостров) — составит порядка 48 млрд рублей
 0
Андрей Абрамов, генеральный менеджер Radisson Resort & Residences, Zavidovo, поделился планами развития отеля в ближайшее время
 0