USD: 63.8487
EUR: 70.5975

Светлана Светличная: "Крым для меня - это сказка!"

15 мая соблазнительница из "Бриллиантовой руки" отмечает юбилей

Светлана Светличная: "Крым для меня - это сказка!"

15 мая одна из самых стильных и красивых актрис отечественного кинематографа отмечает юбилей. Бесподобной соблазнительнице из фильма «Бриллиантовая рука» исполняется 75 лет. «Не виноватая я! Он сам пришел» - этой фразы ей хватило, чтобы снискать любовь зрителей разных поколений и закрепить за собой титул перового секс-символа советского кино. Но, естественно, этим эпизодом не исчерпываются творческие достижения актрисы – мы знаем и помним ее замечательные роли в картинах и сериалах «Стряпуха» (1965), «Неподсуден» (1969), «Держись за облака» (1971), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «День гнева» (1985), «Наблюдатель» (2007), «Девушка и смерть» (2012)… Накануне юбилея мы пообщались с актрисой.

Кадр из фильма "Брилиантовая рука". фото: filmz.ru
 

«Здесь я была Ундиной»

- Светлана Афанасьевна, как вы восприняли перемены в Крыму?

- Слава Богу, что Крым вернулся в Россию, как корабли возвращаются в свою гавань. Все равно еще будут сложности , конечно, я это чувствую. Очень сложно определиться: «кто ты здесь?» после того как все изменилось. Но надежда умирает последней и будем надеяться, что солнце нам светит не зря. Надо этот период пережить, все равно мы должны пройти через эту ступень. Она сложная и для Украины и для нас, потому что в Украине живут русские, а в России живут украинцы. Ведь я же наполовину украинка, у меня папа украинец, из Сумской области. Я помню бабушку свою любимую и печку у нее в избе… Когда мы замерзали, бабушка нам говорила: «Полезай туды, на печку, съешь картошечки в мундирах». До сих пор люблю такую картошку. Это никуда не уходит, особенно память детства очень сильна. И она сопровождает нормального человека до конца жизни.

А каким было ваше первое знакомство с Крымом?

- Мне не довелось с ним познакомиться в детстве, я ведь жила в Прибалтике, поэтому с Балтийским морем там общалась. Но потом, когда получила диплом, мы часто сюда приезжали, очень много снимали на Ялтинской киностудии - она тогда шикарная была. Там почти половина картин снималась, особенно, когда нужны были натурные съемки. Я помню, как нас в Ялте обворовали, в «Ореанде». Мы были втроем: мой муж Володя Ивашов, младший сын и я. У нас был номер «подвальный», подешевле, потому что гостиница дорогая была. Мы забыли закрыть окно, и туда забрался молодой человек, достал чемодан, все рассортировал, что ему нужно было - забрал. Но его поймали в поезде, где он продавал мое белое платье. Вот такая история была связана с Крымом.

- Вычеркивая этот неприятный эпизод, что для вас Крым в позитивном восприятии?

- Для меня Крым - это вкусные фрукты, вкусная настоящая еда, та же картошка, черешня, виноград, вина, которыми славится Крым. Крым для меня - это море, дельфины, которых я просто обожаю. Мне кажется, что я передаю им через воду свое тепло, когда подхожу к морю и умываюсь. Крым — это все равно какая-то сказка. Потому что это здравница и в советские времена не было ни одной семьи, которая бы детей не привозила на Черное море. Без разницы — побогаче, победнее… Все равно были турпутевки, пионерские лагеря. Был «Артек», куда отправляли отличников. Здесь дети встречались с зарубежными ребятами, знакомились, и была какая-то осязаемая связь между странами. В общем, Крым — это Рай на земле. Природа такая щедрая, она дает нам даже больше, чем мы заслуживаем. Поэтому надо беречь, надо приучить нынешнее поколение , чтобы берегли все , что растет под лучами солнца. Это же красота какая! Крым для меня — это в первую очередь фильм «Тамань», режиссер Станислав Ростоцкий и моя роль Ундины. Это здорово, когда тебя привозят, ты зарабатываешь деньги, да еще, если роль интересная и ты наслаждаешься настоящим летом. Мне кажется, нет ни одного человека, который откажется побывать в Крыму, если у него появится такая возможность.


 

Кадр из фильма «Стряпуха» . фото kino-teatr.ru
 

«Моих женщин любят и помнят»

- Но так получилось, что ваше имя в историю нашего кино вписано не главными ролями, а эпизодами. Об этом не жалеете?

- Раньше мне было очень обидно, что режиссеры не видели моей актерской глубины, не могли оценить мой диапазон. Вот мой учитель во ВГИКе – легендарный Михаил Ильич Ромм, видел, что я могу сыграть почти всё и поэтому на студенческой сцене доверял мне главные роли – Анны Карениной, Катюши Масловой в «Воскресенье», Марьянки в «Казаках», Элизабетт Проктер в «Салемском процессе»… И я была уверена, что нечто подобное ждет меня и в кино. Но в итоге пришлось довольствоваться титулом королевы эпизода и сейчас я уже ни о чем не жалею. Случись все иначе, я была бы другим человеком и претендовала бы на многие вещи, без которых сейчас прекрасно обхожусь.

Моих женщин – начиная с дебютного эпизода, десятиклассницы Натки в «Колыбельной, помнят и любят до сих пор зрители уже разных поколений. Ведь иногда в моем распоряжении на экране были даже не минуты, а секунды на то, чтобы раскрыть характер или оставить загадку. После выхода картины «Неподсуден» с Олегом Стриженовым и Людмилой Максаковой, где я сыграла бортпроводницу Вику, меня завалили женщины письмами. Писали, чтобы я упросила режиссеров Ускова и Краснопольского снять продолжение, где бы моя героиня вышла замуж за командира экипажа. А ведь там были всего лишь жесты, взгляды - без слов… Помнят и мою немку Габи, которая была влюблена в Штирлица (за эту эпизодическую роль Светличной после выхода на экраны фильма «Семнадцать мгновений сны» присвоили звание Заслуженной артистки РСФСР – прим. авт.), и Надю из фильма Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Моя фамилия значились в титрах после всех серий, хотя я там появляюсь в одном эпизоде. Помню еще мой папа говорил мне: «Дочка я так тебя и не увидел в этой серии!» А вот в другом фильме – Игоря Таланкина «Отец Сергий», наоборот, моей фамилии нет, потому что режиссер думал, что вырежет эпизод с моим участием. Как?! Я и сейчас, когда вижу этот момент у меня по коже мурашки – такая страстная, одержимая женщина! Даже не вериться, что это я играю.

 

Кадр из фильма «17 мгновений весны» . фото kino-teatr.ru
 

- По-настоящему хрестоматийным эпизодом стал выход Анны Сергеевны в халате с перламутровыми пуговицами…

- Не виноватая я!.. (смеется). А ведь был период, когда фильм на телевидении показывали без этого эпизода. По личному распоряжению Лапина, возглавлявшего долгие годы Гостелерадио СССР, фрагмент с соблазнением вырезали, а потом вернули. Не знаю, правда ли, но, во всяком случае, тогда рассказывали, что это случилось с учетом пожеланий самого Леонида Ильича Брежнева – большого любителя кино. Он как-то узнал, что советским зрителям его любимую комедию показывают с купюрами. Несмотря на всю легкость и фееричность моей сцены с Юрием Никулиным, сниматься мне было очень тяжело. От волнения я обливалась холодным потом, а ночью просто не могла заснуть – всё думала, как же это получиться… Да еще по «Мосфильму» слух прошел, что Светличная будет сниматься голой – так там толпа посторонних сбежалась поглазеть.

- «Бриллиантовая рука» принесла вам не только бешенную популярность, но еще и притянула шлейф бульварных слухов. Вам приписывали романы со знаменитостями, в числе которых значился и Андрей Миронов.

- Мне отношения с ним до сих пор приписывают. Но тогда на съемках в Адлере для романа просто не было времени. У меня же было очень мало съемочных дней и отработав своё, я осталась на пару дней поплавать в море. Я же тогда еще очень шампанское любила, и перепила его. Выпила может быть целую бутылку, после чего решила искупаться. А Андрей пошел за мной. Ну и в воде мне стало плохо, Андрей бросился в море и по сути спас меня. Из воды он меня выносил на руках, кто-то заметил – отсюда и пошло. Но он был не любовником моим, а спасителем! Хотя в такого изумительного человека влюбиться ничего не стоит. Но тогда у меня был роман с моим мужем – Володей Ивашовым. После нашего знакомства с ним я лет пятнадцать ни на кого не смотрела. Только он. Хотя я не святая, могла влюбиться и влюблялась. А уж отвергнутых кавалеров могла штабелями складывать. Мне ведь в любви даже Юрий Гагарин признавался! Мы пересеклись с ним еще до «Бриллиантовой руки» случайно в партийных коридорах, куда меня пригласили «на инструктаж» перед поездкой в Чили. Не вышло романа с космонавтом.

- За границу выпустили?

- Я тогда достаточно много путешествовала по дружественным Советскому Союзу странам. В составе делегации были известные спортсмены, молодые ученые, обязательно комсомольские вожаки и стукач с Лубянки. Меня часто выбирали для таких представительских групп, чтобы показать: «Вот, мол, у нас красавицы есть не уступающие голливудским». По пути в Чили я познакомилась со знаменитым боксером Валеркой Попенченко, он уже стал тогда олимпийским чемпионом. Боксер, а какие стихи писал! Очень одаренным человеком он был. Мне эта поездка особенно запомнилась. Ведь на обратном пути у нас была пересадка в Париже и вылет самолета перенесли на утро. В нашем распоряжении была целая ночь в Париже! Только вот денег совсем не было, одна банка черной икры у партийного функционера осталась. И Валерка в одном кафе у француза поменял часть икры на хлеб, чтобы мы могли сделать себе бутерброды. Такие путешествия на фоне нашей бедности. В Индии вот помимо роскошных дворцов раджей в памяти осталось то, как я штопала штаны нашему любимому сказочнику – Александру Роу. У Александра Артуровича в поездке был всего один костюм и кажется, в Калькутте, у него во время экскурсии на колене треснула брючина. Я выкручивала лампочку и штопала. Он потом радовался: «Ах, какая работа! Сдам эти штаны в музей кино, чтоб там написали, как Светличная спасла Роу». А еще в каждом штате нам показывали свои фильмы, и Александр Артурович просил меня: «Если во время сеанса вдруг захраплю – не стесняйся, сразу толкай меня локтем».

 

Кадр из фильма «Девушка и смерть» . фото kino-teatr.ru
 

«Испытания выдержала с честью»

- И на таком благостном фоне у вас случился многолетний простой в кино. Почему?

- Не приглашали. У меня есть предположение – почему это случилось, но я могу ошибаться. Когда наш мэтр - Сергей Апполинариевич Герасимов собирался снимать свой фильм «Любить человека» он говорил, что главная роль была написана на меня. И меня действительно уже утвердили. Но я заболела – из-за проблем с сосудами головного мозга я падала в обмороки. Это проявилась еще на проходивших параллельно съемках советско-венгерской киноленты «Держись за облака». Там у меня тоже была главная роль - советской разведчицы, мисс Виммерфорд. Я, почувствовав, что могу не выдержать – а работа серьезная, тоже две серии – отказалась. Взяли Любу Виролайнен. А Сергей Апполинариевич мне этого не простил - от него тогда в кино зависело многое. Вот как Пырьев не дал Люсе Марченко идти своим путем, так и мне…

- Забвение для звезд экрана – одно из тяжелейших испытаний…

- Поверьте, это были не самые страшные дни в моей жизни. Я похоронила мужа, потом погиб мой младший сын… Какое-то время я жила в нищете, и чтоб как-то продержаться, не опуститься, мыла полы у своего богатого соседа. Вера – великая сила. Я верила, что эти испытания мне даны не спроста, и их нужно выдержать с честью. Это касается не только духовной стороны жизни. Я поддерживаю и свою физическую форму. Дома, на ковре – у меня нет возможности ходить в дорогие фитнесс-клубы – я специально занимаюсь гимнастикой, мышцы в тонусе…

- На большой экран вас вернула Рената Литвинова…

- Да, после фильма Ренаты Литвиновой «Богиня» меня стали узнавать в метро даже дети. Я с удовольствием работала на этой картине. Другое дело, что мне не понравился результат. Какие-то сцены вообще не попали или наоборот попали те дубли, которые были не лучшими. Рената слишком увлеклась собой - ее слишком много для картины, где много персонажей. Я же давно в кино, могу даже снять картину, и снять лучше многих – убеждена в этом. На премьеру я не пошла. Но когда прошло время, я поняла, что она имеет право поступать с материалом так, как она хочет и в любом случае я ей благодарна за рабочий процесс и за то, что она как бы возродила меня на экране после длительного отсутствия. За любые предложения я не цепляюсь – их немало, но мало интересных. Не опускаю и свою ценовую планку – мой съемочный день стоит 1000 долларов.

 

фото Майкл Львовски
 

«Отмечать юбилей буду в Монако»

- Скоро у ваш юбилей, как будете отмечать?

- Дни рождения я не люблю, считаю, что дни рождения любят дети и должны их любить, потому что они хотят получать подарки, хотят быть взрослее. А в нашем возрасте прибавляется ещё один год, причем время бежит так быстро, я вам честно скажу, я не кокетничаю: «Оказывается, 15 мая мне будет 75 лет». Я произношу, но я в это не верю. Конечно, на телевидении все меня хотят видеть в эти дни, все каналы приглашают, но я все же сказала им: «Давайте сделаем по-другому, ведь я особенная девушка, я не люблю быть похожей на кого-то, не хочу состязаться с юбилеями других моих коллег. Как они проводят юбилей, что им дарят, почему-то это считается очень интересным. У меня не может быть такого как у других. Я буду отмечать юбилей в Монако. Там, на фестивале, я буду как почетная гостья. От Андрея Малахова звонили, и я им сказала: «Давайте я приеду и лучше вам расскажу, как у меня прошел юбилей в Монако, что там было». Они согласились. А знаете, почему я еще не хочу быть на телевидении в свой юбилей? Потому что во время юбилея нужно приглашать людей, которые тебя знают, которые могут о тебе рассказать. И в первую очередь партнеров. Я бы пригласила Тихонова, если бы он был жив. Я бы пригласила Лиознову, Ростоцкого, я бы хотела , чтобы был рядом муж Ивашов. Я бы хотела, чтобы был младший сын Олег, который вместе с отцом там уже. Зачем? Это грусть. Зачем ввергать людей в эти трудности.

- Что бы вы хотели получить в подарок на юбилей?

- Для меня очень важно, когда мне нужную вещь дарят. Если подарят хороший терпкий парфюм, даже мужской, я люблю мужские запахи — я буду рада. Если кто-то подарит шляпу и она будет отличаться от тех, которые у меня есть, и будет мне очень хорошо в ней, я буду тоже рада. А что касается машины и бриллиантов во столько то карат — это чушь.

- К поездке в Монако подготовились, у вас ведь наверняка есть особые секреты молодости и красоты?

- Вы знаете, сейчас скажу один секрет — надо быть добрым человеком, чтобы была душа без морщин. Я забочусь о душе, и мне нравится, когда она ликует, когда она довольная, когда чистая. У меня душа чистая. Обо мне как-то сказали - «икона стиля». Вы знаете, это внутри у меня, это от мамы, это генетика. Как бы интуитивно я знаю, что мне надо. Мое детство проходило в Венгрии, Австрии и Прибалтике. Считай, что я росла за рубежом Закончила школу и у меня началась Москва. Но к поездке на фестиваль я подготовилась , чтобы увидели какие мы нормальные женщины, не хуже их. Там будут показывать картину Калика «Любить...», где я снималась, когда мне было 25 лет, и я не хочу , чтобы была колоссальная разница. По фигуре - один в один. А вот лицо...Я уже несколько раз была у косметолога, она питала мою кожу кислородом, я даже не знала, что есть такие процедуры. Вот она насытила мое лицо кислородом против морщин, а когда подала зеркало, я увидела, что помолодела на 20 лет. Я поняла, как важен кислород, как нам его не хватает, у нашей кожи кислородное голодание. Я заработала деньги, и первый раз в жизни потратила их на эти процедуры. А они очень недешевые.

- У вас уйма поклонников, замуж по-прежнему наперебой зовут?

- Сейчас уже не так, как раньше, но недавно была в Норильске, там мы смотрели очень хороший спектакль в драматическом театре, и вот тогда я пожалела, что мне не 35 лет. Я бы играть в этот спектакль напросилась. Ко мне подошел режиссер этого спектакля, мы с ним уже были знакомы и говорит: «Светлана Афанасьевна, здесь есть артист, который вас обожает всю свою жизнь. Ваш портрет висит над его кроватью, он как бы всегда с вами общается, он так хочет с вами сфотографироваться. Вы можете выйти в коридор?» Я вышла, мы сфотографировались, и он мне говорит «Можно я Вас поцелую». Я была уверена, что он меня поцелует в щечку , а он меня поцеловал в губы, причем как девушку свою. Я подумала: «Вот это да! Значит, я могу еще нравиться и быть желанной!» Но я сама к этому отношусь уже негативно. И замуж не хочу. Я уже привыкла быть одной, мне не хватает кошки Маруси, которую пришлось усыпить, но есть голуби, за окном будут петь соловьи, живые существа нужны. А еще мне обещают привезти котенка.

 

фото Майкл Львовски

Из досье «МК»

Светлана Светличная родилась 15 мая 1940 г. в Ленинакане (Армения). Одна из самых популярных кинозвезд советского экрана в 60-70-х гг. Заслуженная артистка РСФСР (1973). Во ВГИКе была любимой ученицей режиссера Михаила Рома. Там же познакомилась со своим будущим мужем – студентом Володей Ивашевым (1939-1995), который уже был кинозвездой после фильма «Баллада о солдате». Вместе они прожили более 30 лет, воспитывали двоих сыновей – Алексея и Олега. Вместе работали в Театре-студии киноактера, а на съемочной площадке пересеклись лишь трижды. Славу самой красивой актрисы страны ей принесли роли Павлины Хуторной в комедии «Стряпуха» (1965), Кати-русалки - в военной балладе «Чистые пруды» (1965), мамы - в лирической комедии «Не самый удачный день» (1966) и стюардессы Вики - в мелодраме «Неподсуден» (1969). Секс-символом СССР она стала после роли коварной соблазнительницы в «Бриллиантовой руке» (1969). В свободное время она любит готовить и угощать гостей. Как талантливый дизайнер умеет создавать красивую одежду, особенно - шляпки.

Источник: МК

Также в рубрике
Чему нас учат пять фильмов "оскаровского" лауреата?
 0