USD: 73.4747
EUR: 89.4995

Трудности и победы российского туристического бизнеса

Трудности и победы российского туристического бизнеса

О том, как сегодня устроен отельный и туристический бизнес, куда едут отдыхающие, что делают для гостей и клиентов российские отели и о работе своей сети рассказывает Александр Трапиков, генеральный директор HELIOPARK.

 - Александр, сколько отелей в сети HELIOPARK в настоящее время?

- Сегодня у нас в активе 6 отелей:  3 загородных в Московской области и в Суздале,  1 городской в Пензе и 2 курортных - на черноморском побережье Краснодарского края и в Германии, в городе Баден-Баден. То есть фактически нами охвачен весь спектр направлений, мы одинаково готовы как к приему отдыхающих, так и к деловому туризму.

- К какой нише вы сами себя относите? К какому сегменту?

- Мы управляем отелями категории 3* и 4*, это наиболее востребованный формат во всем мире. Учитывая разнообразие концепций наших отелей, могу смело сказать, что работаем  с широким сегментом гостей  - это и семейный отдых, и молодежный,   и корпоративные заезды, в которых очень много своей специфики, работаем и с индивидуальным бизнес-туристом. У нас нет общего единого для всех отелей портрета гостя, все зависит от конкретного направления отеля, его возможностей, категории и т.п.

- В последнее время все очень много говорят о том, что российский туристический бизнес переживает (или должен переживать) рост из-за внешней ситуации, из-за глобальных мировых событий. Вы согласны с этим утверждением?

 - Внутренний туризм в нашей стране всегда был популярен, просто в последние десятилетия ему трудно было выдерживать конкуренцию с зарубежным предложением, для которого характерны более высокий уровень инфраструктуры и сервиса.  Но сейчас можно сказать, что мы уже конкурируем на равных, например, со многими зарубежными курортными направлениями и выигрываем не только по ряду общеполитических причин, но и по качеству сервиса, туристической и экскурсионной инфраструктуры, транспортной доступности. Подмосковный отдых – это вообще сегмент, который не стоит сравнивать с выездным туризмом, т.к. он подразумевает возможность выехать на выходные на природу, краткосрочно вырваться из города. Хотя есть и такие гости, что проживают в отеле почти все лето, как на даче. В целом, я думаю, интерес к внутреннему тризму, к экскурсионному и природному богатству своей страны будет расти, это абсолютно нормальная ситуация для любого государства.   

- Вы на своих отелях какие видите тенденции: например, возраст клиентов изменяется, или едут наоборот все те же клиенты.

- Если говорить о загородных  отелях,  у нас достаточно постоянный поток гостей – это семьи  с детьми, пожилые люди, компании молодежи. В городском сегменте тоже никаких изменений быть не может, портрет бизнес-туриста практически неизменен на протяжении многих лет. Если говорить о курортном отеле, то мы видим увеличение интереса со стороны более молодых  и активных гостей, очевидно, это связано, с одной стороны, с определенной модой последних лет на отдых на территории своей страны и с возросшим качеством услуг со стороны отечественных курортов, с другой.

- Российский турист, приезжая в ваши отели, любит сравнивать вас с пятизвездочной Турцией? Что обычно говорят? Как вы отвечаете?

- Сразу отмечу, что наш отель имеет категорию 4*, и вряд ли его стоит сравнивать с пятизвездочным – неважно, где он расположен - в Турции или в любом другом месте. Но в любом случае, с такими прямыми сравнениями с зарубежными отелями мы сталкиваемся редко: если гость выбирает наш отель, предпочитая его тому же турецкому или греческому, значит, он для себя такой выбор сделал и себе его обосновал. Ну, а поскольку наш черноморский отель обладает хорошо поставленным сервисом, конкурентоспособной инфраструктурой, может предложить большой выбор дополнительных услуг, мы вряд ли можем вызвать какое-то сравнение в нелестную для нас сторону.

- Вы можете сказать, например, что поехать отдохнуть не в Израиль, а в Подмосковье, это правильное решение для туриста? И хотелось бы понять, почему?

- Наверное, если турист хочет поехать на Мёртвое море, то было бы странно предлагать ему заменить такую поездку на Подмосковье. Хотя, не скрою, в одном из наших отелей есть соляная комната, где можно устраивать приятные и полезные ингаляции, так что не все так однозначно. Но если серьезно, то для каждого случая, повода или желания есть свое направление. Для краткосрочного отдыха, желания вырваться на природу и при этом не думать о бытовых вопросах или, например, чтобы сыграть свадьбу или отметить важное событие – подмосковный загородный отель идеален – и по возможностям, и по транспортной доступности, и по стоимости.

- В чем российские отели откровенно слабы? Вот например, какие ваши слабые стороны? Что вы делаете, чтобы работать над собой и постоянно совершенствоваться?

- Слабые стороны в любом предприятии сферы услуг всегда связаны с человеческим фактором. Но я бы не стал назвать это «слабой стороной», скорее, речь здесь идет о некой стационарной проблеме, которую и нам, и менеджменту на местах приходится решать ежедневно, в режиме 24/7. Работа с людьми - одна из наиболее стрессовых, персоналу приходится решать тысячи нестандартных задач, не всегда к любым ситуациям можно подготовиться заранее.  Поэтому мы здесь всегда делаем упор не только на обучение, но и на формирование лояльности к компании, которое выражается в желании сделать больше, чем написано в должностной инструкции и сделать это от души.       

- У вас есть курортные отели в сети. Расскажите, как там дела? Бронь уже полная? А чем кормите избалованного отпускника? Как развлекаете? Кто едет на российские курорты?

- Загрузка на летний сезон идет штатно, согласно нашим прогнозам. Немного подвел с погодой май, но рассчитываем компенсировать это в летние месяцы.  Возможностей для отдыха в отеле много, это успели оценить и гости из Москвы и Санкт-Петербурга, из северных регионов, и из Краснодарского края. Среди последних большой и давней популярностью пользуется наш ресторан «Сорренто»,  завоевавший этой весной награду «Лучший ресторан Краснодарского края». Меню и обслуживание там действительно отменные, и, что особенно ценно, мы активно работаем с местными продуктами – рыбой, сырами, вином. Ну, а если помимо хлеба захочется и зрелищ – то здесь тоже возможностей масса: на территории отеля работает своя анимационная команда, развлекает взрослых и детей, проводятся вечерние шоу, танцевальные вечера.  Сотрудники отеля помогут в организации экскурсий, окрестности отеля таят много возможностей для познавательного и экологического туризма.    

- Ваша сеть вообще славится тем, что умеет управлять отелем, заходя еще на стадии проектирования. Вы сейчас разрабатываете какие-то отели? Что можно «улучшить», если грамотная управляющая компания приходит в отель сразу?

- Спасибо, да опыт здесь у компании гигантский – за историю своего существования мы успели поучаствовать в более чем 50 гостиничных проектах - и на этапе концепции,  и на технологическом сопровождении строительства и, конечно, в управлении. И сейчас у нас в разработке 3 проекта на разных стадиях реализации. Возможность войти в проект еще на начале стройки – это оптимальная и для застройщика, и для оператора ситуация: инвестор получает готовый гостиничный проект с инфраструктурой и номерным фондом, идеально адаптированным к потребностям рынка, с качественным  оснащением, которое прослужит долго, с правильно подобранным и обученным персоналом. Оператор же получает возможность создать ту «начинку» отеля, которая позволит ему быть наиболее успешным и максимизировать прибыль владельца.

Очень приятно наблюдать тенденцию, когда девелоперы и инвесторы готовы подходить комплексно к постройке такого непростого объекта недвижимости, как отель, наблюдать, как растет доверие к гостиничному оператору, приходит понимание его роли в вопросах окупаемости гостиницы.   

- Вы можете выделить какие-то приоритетные регионы, где, по-вашему, туристическому бизнесу предстоит сделать прорыв? Это могут быть и деловые центры различных областей, хочется услышать не только про курорты.

 - На сегодняшний день в  центральной части страны ситуация с гостиничным рынком в определенной степени отлажена, ежегодно вводится большое количество отелей, наметился сдвиг в сторону среднего ценового сегмента, что является наиболее востребованным среди гостей. Но, к сожалению, это касается в основном Москвы, Петербурга и городов-миллионников. На периферии ситуация с отелями, их качеством, количеством, сервисом не так оптимистична. А потребность в хороших отелях есть везде, туристы отмечают этот дефицит. В первую очередь это негативно сказывается на регионах, где хорошая туристская инфраструктура могла бы увеличить турпоток и принести в регион хорошие финансовые поступления. Я очень надеюсь, что такое положение вещей будет меняться, и мы готовы принять в этом самое непосредственное участие. 

***

 Компания HELIOPARK образована в 2000 году, является родоначальником развития рынка загородных отелей Московской области. В настоящее время под управлением компании находится 6 действующих отелей различной направленности, среди которых курортные, загородные и городские отели в различных регионах России и в Германии. Суммарный номерной фонд функционирующих объектов составляет более 500 номеров.

Беседовала Дарья Попова

Также в рубрике

Хостелы и мини-гостиницы – это важный сегмент гостиничного рынка, повышающий доступность путешествий по России, заявил руководитель Ростуризма Олег Сафонов.

 0

Соглашения о распределении средств, в рамках федеральной целевой программы по развитию туризма, подпишут с регионами до 1 марта. Кто не успеет - тот опоздает.

Итак, ФЦП по туризму на финишной прямой. Напомним, госпрограмма финансовой поддержки развития внутреннего и въездного туризма рассчитана до 2018 года. Две трети пути пройдены. Регионы-участники, защитившие свои проекты и активно реализующие их, уже набрались опыта. И это должно помочь на финише.

Заместитель Главы администрации Липецкой области Юрий Таран

10 февраля состоялось рабочее совещание в Ростуризме. На повестке - заключение Федеральным агентством по туризму соглашений с субъектами России о предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в  Российской Федерации (2011-2018 годы)».

И.О. постоянного представителя Удмуртской Республики при Президенте РФ Ирина Теслева и зам. постпреда Республики Саха (Якутия) Тарас Попов

Наступивший год характеризуется серьезным ужесточением бюджетной политики государства. В рамках требований, которые установило правительство, при несоблюдении сроков и нарушении нормативных документов, деньги будут изъяты и регионы лишатся возможности господдержки.

Олег Сафонов и Николай Королев озвучили нормативные сроки и требования

Глава Федерального агентства по туризму Олег Сафонов, заместитель руководителя Ростуризма Николай Королев предупредили представителей субъектов России, которые участвуют в Федеральной целевой программе, что соглашения с регионами должны быть подписаны до 1 марта. В противном случае регион не получит финансирования в 2017 и 2018 годах.

Председатель комитета по туризму Республики Ингушетия Беслан Хамхоев

Олег Сафонов подчеркнул, что программа по развитию туризма - самая сложная из всех федеральных целевых программ, которые реализуются в России. Программа предполагает не только федеральное финансирование и вложение средств со стороны регионов, но и, самое главное, - внебюджетное финансирование.

За все время реализации программы более 64 млрд рублей привлечено из внебюджетных источников.

Первый заместитель Председателя Госкомитета Псковской области по культуре Юлия Белобородова

Глава Ростуризма отметил хороший показатель кассового исполнения в 2016 году – 99,6 %.

Заместитель Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Мурат Озов

«В конце прошлого года пять регионов - Амурская область, Хабаровский край, Республика Бурятия, Якутия, Липецкая область, - были подвергнуты публичной критике Общероссийского народного фронта; мы поработали с руководством регионов и не нашли нарушений относительно неэффективности использования бюджетных средств, - сказал Олег Сафонов. - Чтобы лично проверить, как расходуются средства в регионах, я и Николай Королев выезжали на места. Мы считаем, что необходимо в каждом регионе, где реализуется программа, создать комиссию по общественному контролю, который будет следить за ходом реализации федеральной целевой программы».

 Заместитель Председателя Правительства Республики Ингушетия-Постоянный представитель РИ при Президенте РФ Алихан Цечоев

Критика, если она обоснованная, безусловно, полезна, отметили участники совещания. Однако, чтобы реже сталкиваться с огульными, необоснованными обвинениями, важно строить работу на принципах открытости, системно вести в регионах информирование общественности, теснее сотрудничать со СМИ, организовать общественный контроль не на бумаге.

Министр туризма Тверской области Иван Егоров

«Мы в режиме ежедневного мониторинга отслеживаем, что происходит в регионах. На сегодняшний день Федеральное агентство по туризму подготовило документы для всех 22 субъектов России. До 15 февраля мы должны иметь все документы для подписания соглашений», - отметил Николай Королев.

Главный промежуточный итог, считают специалисты, в том, что территории, где реализуется ФЦП, уже сегодня реально повысили свою конкурентоспособность.

 0