USD: 94.0922
EUR: 100.5316

99% стартапов в туризме обречены на провал?

99% стартапов в туризме обречены на провал?

Недавно разорился очередной тревел-стартап – онлайн-турагентство oktogo. В своё время, в 2011 году, основатель oktogo Марина Колесник потратила значительные усилия на продвижение себя и своего детища, в результате сумев привлечь десятки миллионов долларов инвестиций. Теперь госпожа Колесник во всех бедах винит инвесторов: в начале 2016 года, по ее словам, компания MCI не поддержала новых инвестиций в развитие бизнеса oktogo, приняв решение о продаже. И это как раз те инвесторы, которые вливали миллионы долларов в её компанию.

Историю проблем тревел-стартапов можно продолжить – в конце 2013 года из-за конфликта с билетным консолидатором по оплате выписанных билетов закрылся проект онлайн-турагентства по продаже авиабилетов Eviterra.ru, хотя на тот момент это был сайт с одним из самых удобных для пользователя интерфейсов.

Причина во всех случаях прозаическая: туристический бизнес не отличается высокой маржинальностью, и в случае с турами и отелями средняя комиссия редко превышает 10% от суммы чека, а для авиабилетов в большинстве случаев и вовсе отсутствует. При этом конкуренция на онлайн-рынке высока, так что массовое привлечение пользователей возможно либо ценой высоких рекламных затрат, либо путём демпинга, то есть продажи продукта по цене ниже себестоимости, а чаще всего – и того, и другого, то есть намеренная работа в убыток.

Но где же заработок, спросите вы. Действительно, цель любого классического бизнеса – извлечение прибыли. Успешность компании оценивают по тому, какую прибыль она приносит своим владельцам и инвесторам. Однако в случае со стартапами ситуация напоминает зазеркалье: никого не интересует прибыль, которую приносит или может принести когда-нибудь стартап. Инвестора интересует возможность перепродать долю в компании и окупить вложенные средства, причем, чем больше – тем лучше. Основные инвесторы стартапов – венчурные фонды, то есть компании, которые вкладывают средства в высокорисковые проекты. На них можно с большой вероятностью потерять все инвестиции, но есть и небольшой шанс получить сверхприбыль.

Отсюда и вытекает главная проблема тревел-стартапа. Ему нужен рост любой ценой. Тревел-стартапы не хотят зарабатывать деньги, они хотят расти по количеству пользователей и обороту в надежде, что их купит более крупный инвестор. Тогда все компенсируют затраченные средства, а основатели получат доход от продажи компании. Это напоминает пирамиду – зачастую каждый следующий раунд инвестиций больше предыдущего. Так, Марина Колесник сначала привлекла $5 млн, потом $10, а потом – $11. Но что произойдёт если деньги закончатся прежде, чем найдётся очередной покупатель? Судьбы Travelmenu и Oktogo дают ответ на этот вопрос.

На самом деле ситуация гораздо серьёзнее: компании, которые не хотят зарабатывать деньги, используют демпинг и, таким образом, наносят ущерб всему рынку, на котором работают. Работая в убыток, они вынуждают другие компании вставать на ту же скользкую дорожку демпинга. Это не всегда нравится поставщикам: например, после случая с «Эвитеррой», «Аэрофлот» запретил продавать билеты ниже их стоимости.

Понятно, что нельзя грести все стартапы под одну гребенку. Основным критерием того, можно ли считать ту или иную компанию «стартапом», всегда было наличие принципиальной инновации бизнеса – таковы Uber, Airbnb, Facebook, SpaceX. Они на самом деле совершили революцию в своих сферах. Можно ли оцифровку аналогового процесса считать революцией, а именно этим занимались все упомянутые выше банкроты, – большой вопрос. Ещё есть отличный пример «Группона» – акции компании, претендовавшей на революцию в продвижении товаров и услуг, давно скатилась на уровень «мусорных», которыми торгуют ради чистой спекуляции, пишет SpiderMedia

Разумеется, есть и примеры весьма успешных тревел-стартапов: Priceline, внедривший революционную схему «назови свою цену», ныне владеет booking.com и другими популярными сервисами. Уже упомянутый Airbnb соединил владельцев частного жилья с постояльцами, обеспечив также удобную и надежную схему взаиморасчетов. Российский поисковик билетов и отелей Aviasales динамично развивается, а инвестиции привлек только тогда, когда выручка уже перевалила за десятки миллионов долларов.

Источник: www.ratanews.ru

Также в рубрике

За российский туризм вступились олигархи

 0
В 2021 году вступает в силу новая редакция «Положения о классификации гостиниц». Как оно поменяет работу отелей, об этом журналисты «Российского туризма» поговорили с разработчиком государственной системы классификации гостиниц, кандидатом экономических наук, доцентом, генеральным директором группы компаний «Отель Эксперт» Маргаритой Немоляевой
 0