USD: 64.2009
EUR: 70.6724

Невежественный kolhoz

Сфера слуг Сочи так и не заговорила на английском 

Фото: krasnodar.bezformata.ru

Невежественный kolhoz
Удивительный факт: в Сочи местные власти осознали, что за три месяца до Олимпиады, работники сферы услуг не имеют даже базовых знаний английского. К такому выводу пришли после оценки города «тайными покупателями», которые под видом клиентов такси, парикмахерских, магазинов и кафе проверяли уровень знания английского у жителей. Если «ок» - еще понятно, то банальные вопросы «сколько это стоит» или «как доехать ….» ставили большинство сотруднков сферы услуг в тупик. Особо отличились таксисты 80% которых не способны коммуницировать с иностранцами даже на уровне школьников, и половина продавцов, которые не в состоянии помочь иностранцу в выборе курицы или рыбы. Данный факт иллюстрирует, что все усилия сочинских властей по обучению граждан просто напросто провалились. 
 
Но все таки, в защиту городских таксистов и продавцов хочется сказать следующее: в Сочи привычно едут туристы из России и СНГ, которые и на русском не всегда хорошо объясняются. Логично предположить, что  простым работягам из сферы услуг «инглиш» не нужен, ведь спроса на «язык» все равно нет. В Сочи по-прежнему приезжают минимум иностранцев, но Олимпиада, по идее, должна стать звездным часом для города, а в громких заявлениях властей мы уже слышим нотки гордости за будущий международный курорт «СОЧИ».   Власти города, также лелея подобные надежды, решили, что пора заняться обучением населения основам английского, но взялись за это благое дело со свойственным российским властям головотяпством и безалаберностью. 
 
Задумались давно: еще апреле 2011 года в Сочи стартовали  образовательные программы для всех, но особенно на них ждали, разумеется, тех кто будет встречать туристов в аэропорту, кормить их и возить в общественном транспорте.  Очевидно, что силами волонтеров город не справится с такой массой туристов, однако горожане в большинстве своем бойкотировали программы обучения. 
Хотя вроде бы, выбирай: и бесплатные начальные курсы английского в школах, и программа «Слово дня», во время которой сочинцев пытались научить простейшим фразам, числом 662. И насильно учить пытались, заставляя в обязательном порядке проходить курсы английского работников торговли и сферы за счет работодателя. 
 
На первый взгляд, хорошие идеи, но их реализация сразу захромала на обе ноги. О курсах никто не знал — их не прорекламировали, а те кто таки пришли подтянуть школьные знания «инглиша» отсидели за партами 10 занятий по полтора часа, что катастрофически мало. К тому же учили горожан студенты-волонтеры, привлеченные из местных вузов, и не всегда из педагогических. В итоге, знания обрывочные, быстро выветриваемые за ненужностью из головы вечно занятого таксиста или дворника. Статистика печальна: с сентября по декабрь 2011 года бесплатные курсы их посетили всего 726 человек –из 400 тыс. сочинцев.
 
Программа «Слово дня» имела больший охват и больший потенциал, что, впрочем, не помешала ей провалиться. Суть программы: демонстрировать популярные слова и фразы на английском на экранах сочинских маршруток. Слова то показывались, но вот правильного произношения сочинцы чаще всего не слышали по банальной причине — отключенный звук. Соответственно, толку никакого. 
 
Казалось бы, есть сфера, где власть и горожане не оплошают. По крайней мере была надежда, что правильно перевести название сочинских топонимов и добавить на городские указатели английские avenue, а к вывескам  «У Ашота» прибавить restaurant вполне реально. Власти даже обязали владельцев заведений общепита перевести все на английский — меню и названия. В итоге, таким образом появились совершенно новые для английского слова и идиомы, рожденные плохим или вовсе подстрочным переводом.  Так, например, улица Голубые Дали стали Blue Dali. Впрочем, не стоит тут хулить власти в Сочи. Власти культурного Петербурга недавно сели в лужу совершенно аналогичным образом. 
 
Напоследок, хочется сказать, что страшно думать, как Сочи, который вот-вот превратится в многоязычный Вавилон, будет выглядеть в глазах иностранных гостей. Страшно, но думаешь, что Сочи будет выглядеть, как невежественный kolhoz. 
 
Также в рубрике