USD: 66.2630
EUR: 73.4989

РЖД и государство: как монополия шантажирует власть

Сокращение сотрудников, безопасность движения и другие козыри Якунина

Фото: petermikh.livejournal.com

РЖД и государство: как монополия шантажирует власть

Шантаж – отличное средство, чтобы добиваться преференций и бонусов. А если за спиной социально значимый бизнес, полмиллиона сотрудников, и огромные промышленные мощности, от которых зависит вся страна, то добиваться от государства любых поблажек или быть исключением из правил –  еще легче. Якунин и РЖД давно пользуются своим завидным положением, вот и недавний демарш с сокращением сотрудников вновь продемонстрировал, что от тактики шантажа государства он отказыватся не намерен. «Российский туризм»  вспомнил другие случаи, когда РЖД требовала к себе особого подхода, угрожая государству разными неприятностями.

 

Заморозка

 

Вчера глава РЖД вспомнил о своих талантах лоббиста, и заявил, что если государство заморозит тарифы естественных монополий, то компания  потеряет около 100 млрд. рублей в 2014 году. В связи с этим монополия уволит 62,1 тысячи сотрудников. Якунин также отметил, что отсутствия роста тарифов ухудшит безопасность перевозок и снизит возможности компании инвестировать в различные проекты.

 

Напомним, что палки в колеса РЖД поставил Дмитрий Медведев, который дал поручение министрам сохранить тарифы естественных монополий в будущем году на уровне 2013 года. В частности, заморозить тарифы придется РЖД, «Россетям» и «Газпрому». Чуть позже стало известно, что и Путин поддержал предложение Медведева, и исключения для никого делать не стал. Даже для своего близкого друга Владимира Якунина.

 

Пока неизвестно, выторгует ли Якунин для компании поблажки, и РЖД повысит тарифы на перевозку на 20%, как планировалось ранее, либо компании придется затянуть пояса, но риторику в РЖД сменили на более благоразумную, видимо, оценив, что радикальная угроза с увольнением не попала в цель. Сегодня стало известно, что в РЖД ищут способы избежать увольнения сотрудников в связи с заморозками тарифов. В частности, рассматривается перевод  370 тысяч работников монополии на четырехдневную рабочую неделю в 2014 году.

 

Это не впервые, когда РЖД спекулирует на теме увольнения собственных сотрудников для получения средств от государства. Например, в декабре 2010 года РЖД потребовало  от правительства увеличить в 2012 году тарифы на 23% или выплатить ей компенсацию выпадающих доходов в размере 147 миллиардов рублей. В противном случае монополист грозит увольнением 42 тысяч человек. Позже Якунин умерил аппетиты, и попросил увеличить тариф на 11% процентов, однако государство в итоге согласилось лишь на 6%, плюс РЖД получило субсидии в размере 45-46 млрд. рублей. Не совсем то, но тоже хорошо.

 

Звездный час


Звездный час Якунина наступил осенью 2012 года, когда государство перестало сдерживать тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки, которые ранее были заморожены в связи с кризисом. Мало того, что Якунин заявил, что РЖД начнет избавляться от плацкартных полок, но и заявил, что если государство не просубсидирует пассажирские перевозки в плацкарте по полной программе, то тарифы на эти услуги, которыми, на минуточки, пользуются самые малообеспеченные слои населения, необходимо увеличить на 60%. СМИ и пользователи Рунета сошли с ума от злости, обвиняя РЖД в жадности, в том, что монополия забыла о своей социальной миссии. Якунин был непреклонен, утверждая, что если государство не поможет рублем, а ФАС не разрешит поднять тарифы, то РЖД не сможет заниматься обновлением парка вагонов, упадет безопасность движения, компания не сможет заниматься инвестиционными проектами и выполнять социальные обязательства.

 

В итоге, после долгих обсуждений с Минтрансом, ФАС и прочими структурами, тарифы подняли на 20% - это ниже экономически обоснованного уровня, поэтому государство выделило РЖД еще 14,5 млрд. рублей, хотя РЖД, вернее ее «дочка» «Федеральная пассажирская компания», требовала 36 млрд. рублей. Однако в РЖД не планировали останавливаться на достигнутом, и планировали увеличить стоимость билетов в плацкартных вагонов в 2014 году еще на 20%,  в независимости от размера субсидий государства. Поэтому нынешняя заморозка тарифов естественных монополий совсем не на руку владельцу шубохранилища. 

Также в рубрике