USD: 63.9542
EUR: 71.1299

Нерастраченные миллиарды

На подъем туризма в российских регионах в очередной раз выделили огромные деньги. 

Текст: Дмитрий Ермаков
Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Нерастраченные миллиарды
На подъем туризма в российских регионах в очередной раз выделили огромные деньги. По госпрограмме развития туризма, в этом году регионы могут получить почти 2,7 млрд. рублей! Одна проблема – государство ставит условие: оно вкладывает в проекты 30% средств, а остальное должен вложить частный бизнес. А вот привлечь бизнесменов к развитию туризма у региональных властей и не получается. «Российский туризм» разбирался, почему это происходит. 
 
Наполеоновские планы увеличения турпотока провалены
 
Когда несколько лет назад государство разрабатывало программу развития внутреннего и въездного туризма, оно строило наполеоновские планы: к 2017 году вложить в развитие отрасли 98 млрд рублей и получить рост туристов на 600% (в семь раз!). И хоть осталось еще четыре года, понятно, что этого не произойдет. Например, со слов представителей Ростуризма, внутренний турпоток в 2012 году увеличился примерно на 10%. Иностранцев в 2011 году приехало на 9% больше. И так – почти каждый год. 600% не получится даже с учетом геометрической прогрессии. В чем же причина? Основных причин, как выяснил, «Российский туризм» три: во-первых, в развитие турбизнеса не особо хочет вкладываться частный бизнес, во вторых, регионы неэффективно используют государственные деньги, в третьих, неэффективно работают некоторые государственные структуры, которые отвечают за развитие туризма. 
 
Причина первая: бизнес не спешит вкладываться в туризм

Как мы говорили, согласно госпрограмме развития туризма, государство готово в этом году выделить регионам 2,7 млрд рублей, но только если регионы привлекут еще 6,8 млрд рублей частных инвестиций. Между тем, примеров того, как планы развития туризма срывались из-за нежелания частного бизнеса вкладываться – достаточно.  

«Программа покрывает 30% от вложений в инфраструктуру проекта, а 70% финансирования должны составить деньги инвесторов, и это самое сложное - компании декларируют финансирование, а потом не справляются с его объемом», - объяснила «Российской газете» пресс-секретаря Ростуризма Ирины Щегольковой. 

Вот конкретный пример: детом прошлого года губернатор Мурманской области Марина Ковтун прямо заявила, что фактически провалилась строительство крупного туристического комплекса «Русская Лапландия». Инвестиционный договор о реализации проекта туркомплекса стоимостью в 700 млн рублей был подписан в 2011 году. Однако главный инвестор, компания «Норд», который предполагал вложить в строительство более 530 млн рублей, не смог выполнить своих обязательств. За два года не было сделано практически ничего. 

А часто бывает так, что не удается найти инвестора даже чтобы подписать с ним договор. Именно из-за этого, например, в Свердловской области срывается проект создания туристического центра в городе Верхотурье. «К сожалению, областной бюджет не может выделить достаточного количества средств для реализации всего того, что нам хотелось бы видеть в плане повышения туристической привлекательности региона», - заявила заместитель министра экономики Свердловской области Елена Новоторженцева. А частного инвестора власти найти не могут.  

Наблюдатели считают, что инвесторам просто невыгодно вкладывать деньги в туристические – окупаются они долго, да и чиновники не всегда заинтересованы в их развитии.  

«Развитие потенциала регионов, создание проектов, которые были бы интересны туроператорам и в итоге туристам, предполагает безусловное участие со стороны чиновников. Причем местных, не только федеральных. Но я этого не вижу, – делится обидой представитель одной из крупных турфирм, работающих по России и СНГ. – переговоры об развитии туристических объектов можно вести переговоры сколько угодно – результата не будет. Чиновники как болото, в котором тепло, сыро и вязко». 

С этим соглашаются даже сами чиновники. Например, во Владимирской области из местного бюджета на развитие туризма выделяется мизер – 6 миллионов рублей в год, но и они тратятся неэффективно. «Действительно, единой стратегии, как такового продукта, во Владимирской области, я бы сказала, что его нет. Насколько эффективно деньги вкладываются? Вот у меня было такое ощущение, что это латание дыр», - заявила недавно глава профильного комитета Законодательного собрания области Галина Финашина. И это происходит не только во Владимирской области.  

Причина вторая: даже выделенные деньги тратятся неэффективно 

Счетная палата (СП) России, проверив историю использования бюджета федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма», заключила, что эффективность этих расходов «крайне низка». Основная претензия такова: средства федерального бюджета не осваиваются или осваиваются медленными темпами. 
 

В результате, даже там, где удалось найти частного соинвестора, работа практически стоит. Вот факты из отчета Счетной палаты: деньги, которые нужно было освоить в 2012 году, были перечислены субъектам только в последней декаде декабря. И как их освоить. То же самое было и годом ранее: к концу 2011 года регионы освоили только 11,9 % денег, которые федеральный бюджет выделил на развитие туризма. И даже к осени следующего, 2012 года они освоили лишь 53 % прошлогодних субсидий.  

В отчете Счетной Палаты говорится, что значительная доля вины за то, что регионы поздно получают деньги и не успевают их тратить лежит на Ростуризме. Позже руководитель Ростуризма Александр Радьков заявил «РИА Новости», что замечания СП уже устранены. «Действительно, недостатки и упущения в работе по ФЦП имели место», – признал он. Но подчеркнул, что региональная программа до осени 2012 находилась в ведении Минспорттуризма, а Ростуризму была передана позже. 
 

Радьков прав: двоевластие (а в определенный период 2012 года даже троевластие), сложившееся в российском туризме, вряд ли способствует координации работы в регионах.  

Уже когда в обновленном после выборов президента Минкульте руководителем департамента по туризму был назначен Сергей Корнеев, в Минспорттуризме еще функционировал старый департамент под руководством Надежды Назиной. Впрочем, путаница началась еще несколькими годами, когда туризм передали под начальство Минспорту, не упразднив и не подчинив министерству Ростуризм. Вся отрасль тогда ломала голову: кто теперь за что отвечает? Похоже, не понимали это и сами чиновники.
 
Причина третья: неэффективность чиновников
 
Существуют и другие структуры, курирующие туристическое развитие регионов. И они тоже работают неэффективно. Например, пресловутая РосОЭЗ, в ведении которой находятся особые экономические зоны, в том числе туристко-рекреационного типа. Эта организация появилась еще в 2005 году, и на словах, в отданных под ОЭЗ территориях уже построена поистине Мекка для отдыхающих. Но участники турбизнеса не под печать рассказывают: не создано практически ничего настолько  привлекательного, что принципиально меняло бы картину. 
 
Темпы работы по созданию ОЭЗ тоже вызывают вопросы. Слишком медленное строительство туристических зон заинтересовало в прошлом году ту же упомянутую выше Счетную Палату. 
 
Одну зону даже «свернули»: на Куршской косе. Правительство России приняло такое решение не далее как в минувшем декабре: вследствие неэффективности. Поскольку с момента создания 3 февраля 2007 года ОЭЗ не привлекла ни одного (!) инвестора. А по закону об особых экономических зонах, если в течение трех лет в ОЭЗ не появляются инвесторы, она может быть ликвидирована. 
 
Хотя единичные примеры показывают, что если взяться за дело с умом, то успех обязательно придет. Так, в прошлом году было объявлено, что Бурятия рассчитывает на миллион туристов по итогам 2013-го, благодаря проекту по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань». 
Также в рубрике
Он будет проходить по территории Псковской, Новгородской и Ярославской областей
 0