USD: 63.2257
EUR: 70.4271

Над Крымом закрыли небо

Запрет Евросоюза на полеты в Крым может серьезно ударить по туристическому бизнесу нового российского региона

Текст: Денис Кузнецов
Над Крымом закрыли небо

Европейская организация безопасности аэронавигации (Евроконтроль) запретила европейским авиаперевозчикам полеты в Крым, в частности, в аэропорты Симферополя и Севастополя. Такое решение было принято в связи с рекомендациями новых украинских властей.

Авиационная блокада

Как отмечают в Евроконтроле, следуя конвенции ICAO о международной гражданской авиации, отныне не признаются никакие заявления о предоставлении аэронавигационного обслуживания в любом секторе воздушного пространства Украины и Крыма, кроме заявлений, поданных украинскими властями. Навигационные службы ЕС не будут принимать рейсы, направляющиеся в эти аэропорты и из них, а также проходящие через них транзитом. Таким образом, Крымский полуостров, вопреки заявлениям российских властей о превращении его в «оазис туризма», в действительности оказался в авиаблокаде.

Росавиация пытается изменить статус крымских аэропортов с украинской на российскую принадлежность. Соответствующий запрос уже направлен в Международную организацию гражданской авиации (ICAO). Однако, как отмечают эксперты, шансы на одобрение заявки Росавиации практически равны нулю. Это значит, что крымский полуостров выпадает из международного авиационно-правового поля, и летать туда смогут лишь российские самолеты. Чтобы Крым не превратился в подобие Северного Кипра, где в отличие от остальной процветающей части острова отдыхают лишь гости из Турции и Абхазии, куда летают только чиновничьи суда, российские власти обещают связать Тавриду с остальной Россией могучим «авиа-мостом».

Об отмене рейсов в Симферополь уже объявили турецкие авиакомпании Turkish Airlines, Atlasjet, YanAir и узбекская «Узбекистон хаво йуллари». Ранее об отмене рейсов в Симферополь, начиная с 12 марта, объявил крупнейший авиаперевозчик Украины – компания «Международные авиалинии Украины» (МАУ). И это притом, что половину из около 5 млн. отдыхающих в летний сезон в Крыму составляли как раз приезжие из Украины. Еще 500 тысяч туристов, по данным министерства курортов и туризма Крыма, в 2013 году приехали из ЕС (в том числе из Германии и Великобритании). Теперь же туристам из ЕС придется летать в Крым транзитом через Москву. Очевидно, что большинство европейцев откажутся от этой идеи.

Прямым рейсом

Так что обеспечивать крымскую экономику, основу которой всегда составлял туризм, в дальнейшем придется исключительно за счет пассажиров из России. Чтобы поддержать предстоящий туристический сезон, глава Ростуризма Александр Радьков недавно заявил, что авиабилеты в Крым должны подешеветь. «Необходимо заняться субсидированием авиаперевозок», – отметил чиновник.

Географию полетов в Крым планируется расширить с помощью прямых рейсов из регионов. Количество авиарейсов из России в Крым будет увеличено в мае в разы – только «Аэрофлот» летом будет выполнять уже до 77 рейсов в Симферополь в неделю. Жителям Брянска, желающим отдохнуть летом в Крыму, пока придется лететь через Москву, но с 15 июня возможно появление прямых рейсов из этого города. Обещаны прямые рейсы даже из Норильска. О новых рейсах в Крым объявлено также в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге. Но вопрос упирается в цену. И кто за это будет платить.

«Аэрофлот» на днях объявил о начале продаж билетов в Крым по специальным тарифам. Минимальная цена перелета (туда-обратно) эконом-классом по маршруту Москва – Симферополь – Москва составит всего 7,5 тыс. рублей – почти в два раза дешевле, чем прошлым летом. Одобрение Госдумой законопроекта о «невозвратных билетах», как ожидается, также должно способствовать снижению их стоимости и созданию авиакомпаний-лоукостеров, специализирующихся на крымском направлении. Этот законопроект во вторник был принят в первом чтении, и депутаты говорят, что постараются одобрить его в оставшихся чтениях до конца недели.

Однако если желающих летать в Крым не наберется, то компенсировать убытки авиаперевозчикам придется за счет бюджета. Несмотря на развернутую на федеральном уровне рекламную кампанию, расписывающую прелести отдыха в Крыму, результаты ее пока невелики. Туроператоры говорят о резком падении бронирования крымских гостиниц. А продажи «летних» авиабилетов из Москвы в Крым, по оценкам авиаперевозчиков, за последнее время упали наполовину по сравнению с прошлым годом.

Неизбалован иностранцами

«Летать туда авиакомпаниям будет выгодно лишь в случае, если будет необходимый туристический поток. Иначе получится банальный распил бюджета за счет предоставляемых государством субсидий перевозчикам для снижения цен на авиабилеты. Что касается запрета Евроконтроля, то ситуация с Крымом будет примерно такая, как у Турции с международно-непризнанным Северным Кипром, куда летают только турецкие авиакомпании. Непризнание со стороны ICAO означает, что Крым будет вычеркнут из мировой нормативной системы. Ни одна страна, не признавшая присоединения Крыма к России, на полуостров не полетит. Значит, летать туда будут только российские самолеты. И то это под большим вопросом», – сказал «Новым известиям» главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.

«Это плохо для туризма в Крым. Последние годы его и так не особо баловали иностранцы из Западной Европы или США, а теперь из-за санкций и действий таких структур, как Евроконтроль, попасть в Крым для немцев, например, становится крайне затруднительно. Вероятно, нас ждет международная блокада крымских аэропортов, как это происходит с аэропортом в Сухуми в непризнанной Абхазии. Да и для украинцев, которые обеспечивали 60% турпотока в Крым в последние годы, вход также закрыт. То есть отелям Крыма надо продвигать на рынок какие-то дисконтные программы для россиян, иначе будет провальный сезон. «Аэрофлот» снизил цены на билеты в Крым. И это влетит в копейку бюджету. Если «Аэрофлоту» удастся перевести 2 миллиона туристов в Крым, а дисконт на каждый билет эконом-класса примерно планируется в размере 4–5 тысяч рублей, то это обойдется в 8–10 млрд. рублей для бюджета РФ», – сказал «НИ» аналитик международного финансового холдинга FIBO Group Василий Якимкин.

Эксперты предупреждают и о том, что просто так нарастить количество рейсов не получится – нужна безопасная инфраструктура. Поэтому необходимо решать вопрос с модернизацией Симферопольского аэропорта. А на это нужны миллиарды и время.

Также в рубрике
В Думе и Совфеде поддержали идею сделать 31 декабря выходным днем
 0