USD: 63.7542
EUR: 70.5313

Игры в шашечки

Легальные такси в Москве по-прежнему уступают «бомбилам»

Текст: Никита С. МИТРОХИН
Фото: zr.ru

Игры в шашечки
Новости об очередных актах борьбы чиновников с нелегальным извозом и изменениях правил работы легальных извозчиков появляются регулярно. Из последнего: к концу года власти обещали увеличить в Москве число легальных водителей, убрать с рынка мигрантов-бомбил и снабдить каждый таксомотор системой ГЛОНАСС. Остается только выяснить, как обстоят дела с качеством обслуживания горожан.
 
Как и большинство жителей Москвы, признаю, что бомбил стало меньше. Уже не увидишь у каждого выхода из метро тучу машин без шашечек, явно ожидающих клиентов. Поуменьшилось в хрониках происшествий новостей об очередных аферистах, увозящих пассажиров на пустыри для грабежа и прочих преступных намерений. Однако поднимать речь об исчезновении бомбил еще рано. Достаточно постоять с вытянутой рукой на остановке, как подкатят ободранные "Жигули" или обшарпанный "Опель" с бравым гостем столицы за рулем.
 
- Чиновники регулярно рапортуют об очередных задержаниях незаконных извозчиков, рассказывают о грядущих единых тарифах, детских креслах в каждую машину такси и так далее. Вот только, выходя на улицу, я так и не вижу в реальном доступе такси - ни желтого, ни зеленого, - заметил независимый автоэксперт, участник проекта "Право руля" Сергей Асланян. - Все эти отчеты об улучшении ситуации с частным извозом в Москве напоминают игру в пятнашки: нам говорят о едином цвете машин, через три месяца - об оборудовании их системами ГЛОНАСС, еще через три месяца - о борьбе с нелегалами. Потом опять о цвете машин, и далее по кругу. Такое ощущение, что как в реальности бороться с нелегальным извозом, никто толком не знает. Всем кажется, что вот штрафы поднимутся, и жизнь наладится, все водители сами придут на поклон. Но давайте задумаемся, кто сидит за рулем такси...
 
Как считает Сергей Степанович, большинство приезжих извозчиков из Закавказья, зарабатывающих на хлеб изво-зом, попросту не умеют делать ничего другого.
 
- Ведь, даже чтобы работать на стройке, нужно уметь кирпичи класть, - заметил Асланян. - Те же, кто этого не умеет, садятся за руль. А почему они ничего не умеют, кроме как водить машину? Да потому, что никогда серьезно не работали.
 
Однако проще всего выяснить, кто сегодня наводняет нынешний таксорынок, отправившись на него. Что я и сделал. Для начала, подходя на улице к прохожим, я просил подсказать номер какой-либо компании такси. Представлялся, естественно, не местным, старательно копируя этакий рязанский говорок.
 
- Простите, мне до ЦКБ гражданской авиации нужно добраться, какой автобус идет? - спросил, например, женщину вблизи станции метро "Тушинская"
 
- Ой, - растерялась дама. - Есть тут какой-то, но, по-моему, проще с пересадками добраться.
 
- А может, телефон какого-нибудь такси подскажете?
 
- Ну, такси у меня нет, а ребята "бомбят" ближе к перехватывающей парковке. Сходите туда.
 
И я направился в сторону Волоколамского шоссе. Там действительно нашел группу мужичков, готовых меня подвезти без всяких шашечек и других опознавательных знаков на машинах. Как признались сами таксисты, они нелегалы. Но на мой вопрос вполне дружелюбно ответили: "А тебе что, на лицензии ехать или на машине? Садись и не парься!"
 
Вблизи станции метро "Строгино" история практически повторилась. Мне просто подсказали, где стоят нелегальные таксисты. А вот на "Крылатской" все прохожие почему-то готовы были дать номер только легальных частных извозчиков. Немного проголосовав на обочине, я так никого и не смог "нанять".
 
Что касается такси в центре города, то тут все водители уверяли, что у них есть лицензии. Но показывать не хотели. Хотя на их машинах и красовались шашечки, некоторое подозрение, что водители просто бомбилы, все же осталось - уж больно потрепанно выглядели многие машины, да и литовские номера, увиденные мною на некоторых из них, только множили подозрения.
 
Было также интересно узнать позицию автомобилистов, которые не желают легализироваться. Одного такого я нашел среди знакомых:
 
- Когда вопрос легализации таксистов встал остро, я задумался, что нужно получать лицензию, дабы не иметь проблем, но тянул с ее получением и, видимо, не зря, - рассказал Владимир, бомбила из Московской области. - Началась эта легализация в 2011 году, и уже тогда были странные требования, например, чтобы водители ежедневно проверяли свое здоровье и устанавливали таксометры. Годом позже эти вопросы отошли на второй план, но появились какие-то непонятные разговоры о цвете машины. Как раз тогда я купил новый автомобиль черного цвета. А уже в этом году стало известно, что получить лицензию можно только на желтые машины. Так что получается? Получил бы я лицензию в 2012 году, через пять лет пришлось бы покупать новый автомобиль, захотел бы получить в этом - пришлось бы продавать машину или перекрашивать в желтый цвет, что стоит бешеных денег. Ну и что это за правила? Какая разница, какой цвет у автомобиля? А если мне не нравится желтый, я что, должен себе две машины покупать - одну для работы, другую для себя? В общем, такими темпами дойдет до того, что чиновники начнут требовать от таксистов "переобувать" машины по сезону в шины строго определенных марок, брать автомобили только с определенным цветом салона и определенной комплектации. Но это же бред!
 
Другой важный вопрос, который поднимали столичные власти, начиная регулирование рынка частного извоза, - это вопрос цены. Когда-то власти обещали, что стоимость поездок будет у водителей даже разных фирм, предоставляющих машины одного класса, схожей. Причем не сильно выше, чем у нелегалов, так как для таксистов разрабатывается упрощенная система налоговых сборов. Можно, например, просто купить патент на год и ездить, ни о чем не думая. К сожалению, на ценообразование это, похоже, не сильно повлияло.
 
Выйдя из метро у Белорусского вокзала, я решил прикинуться все тем же рязанским парнем, а потом и иностранцем. Хотелось узнать, будут ли разниться цены на такую простую услугу, как извоз. Решил, что ехать мне нужно недалеко - в Зоологический переулок. Это совсем рядом с вокзалом, всего в двух километрах, причем езда в один конец занимает не больше 6 минут.
 
Подхожу к окошечку службы "РЖД-такси" на самом вокзале и на чистом русском, хоть и с говорком, интересуюсь, во сколько обойдется поездка (никаких прайсов на услуги я на киоске не увидел). Коренастый дядька кавказской внешности моментально выпалил: 600 рублей. Как доехать до Зоологического переулка на общественном транспорте, подсказать отказался. Примечательно, что уже на стоянке такси извозчики той же самой конторы назвали мне уже совсем другую цену - 1500 рублей. Причем водитель уверял, что ехать на общественном транспорте я буду очень далеко. Если кто-то забыл, отмечу, что "Белорусскую" от "Краснопресненской" отделает всего одна станция метро.
 
Выхожу на обочину и голосую. Тут же подъезжает вполне приличная машина.
 
- До Зоологического переулка довезете? Это далеко отсюда? - спрашиваю я с говорком.
 
- Да пять минут езды, - ответил парень. - 300 рублей и поехали!
 
Я, естественно, отказываюсь ехать, и парень снижает цену до 200 рублей. Что ж, разница не в пользу официальных такси.
 
Слегка меняю внешность, и - теперь уже под видом иностранца - снова иду к окошку такси РЖД. Там на ломаном русском, с сильным английским акцентом пытаюсь заказать машину до Зоологического переулка.
 
- А ю хев долларз или рубли? - спрашивает все тот же кавказец.
 
- Эээ... рубли, - отвечаю я.
 
Дядька на пальцах объясняет, что хочет от меня 760 рублей. Видимо, надбавка за языковой барьер. Таксист на стоянке за тот же барьер затребовал стандартные 1500 рублей. А вот на обочине, когда я начал голосовать, первый же подъехавший бомбила на чистейшем английском попросил за поездку 500 рублей.
 
Выходит, только таксисты на стоянке не попытались заработать на мне "языковые". Однако куда больше смутили все-таки расценки официального перевозчика. Почему они выставляют счет по одежке и национальности клиента, а не по тарифу? Смущает также, что сидят в этой комнатке для заказа такси все те же лица кавказской национальности, которые в основном и занимаются незаконным изво-зом. Также удивляет, почему на этом окошке нет никакого прайс-листа и все цены, суда по всему, берутся из головы все тех же водителей.
 
В заключение хочется заметить, что мир столичного такси реально сильно изменился за последнюю пару лет. Однако непонятно, в лучшую ли сторону. Все-таки бомбилы на вокзале готовы были взять с меня в разы меньше, чем легальные извочики. А пока цены водителей в законе будут высоки и ничем не оправданы, нелегальные таксомоторы так и останутся на наших дорогах. Также нужно отметить, что легальные извозчики не заняли и нишу извозчиков "от бордюра", которые подхватывают голосующих людей. Попробуйте с протянутой рукой поймать такого на дороге - стоять придется долго. И это тоже можно назвать серьезным упущением, ведь порой люди оставляют мобильники дома, не имеют средств на счету, чтобы позвонить в компанию такси, да порой даже номеров не знают. А ехать нужно. Вот только на чем?
 
Источник: old.mospravda.ru
Также в рубрике