USD: 77.7325
EUR: 85.7389

Как местные власти в Жуковском строят дорогу?

В ночь на 21 марта было вырублено 12 гектаров , стоявшего на пути трассы

Текст: Татьяна Касимова
Фото: Евгений Старшов © Новая Газета

Как местные власти в Жуковском строят дорогу?

7 апреля в подмосковном Жуковском пройдет митинг с требованием отставки местной власти. Причина – в городе в ночь на 21 марта было вырублено 12 гектаров Цаговского леса, стоявшего на пути трассы к проходной Летно-исследовательского института. Местные власти в скором времени получат компенсацию в размере 170 миллионов  рублей, которую обещают потратить на «озеленение и облагораживание» городских территорий. Жители Жуковского видят в этих деньгах главную причину вырубки.

От Москвы до Жуковского ехать полчаса. Маршрутка от станции метро «Выхино» отвезет вас в чистый, ухоженный город с невероятно вкусным воздухом. Это из-за леса: он тут и вправду необычный, сосновый. К югу от Москвы сосновый лес с элементами таежных пород. Мы идем в редакцию «Жуковских вестей» - главной городской газеты, оппозиционной действующей власти. Внутри мы пьем чай и рассматриваем прошлый выпуск, вышедший в продажу сразу после вырубки. В нем на развороте фотографии депутатов городского Совета и заголовок: «Уничтожение Цаговского леса – на их совести!»

– Теперь вот звонят мне и говорят, что это вы, мол, травлю против нас устроили, – рассказывает редактор «Жуковских вестей» Наталья Знаменская. – Конечно, им после этого не слишком приятно людям в глаза смотреть. Но я считаю, что пусть хотя бы так пока отвечают.

Сам лес назвали «Цаговским» в честь Центрального аэрогидродинамического института. Статус памятника природы лес получил в 1982 году – реликтовые сосны возрастом от 90 до 200 лет, элементы таежной растительности, уникальная биосфера. Его строго охраняли, выделили лесника, проводили специальные санитарные мероприятия.

– Помню, как-то раз еще в советские годы был случай, когда в лесу проводили учения, и в деревья вбили гвоздики – реперные точки. Так за эти гвоздики начальника части вызывали на ковер и грозились выгнать из партии! - вспоминает Наталья.

Статус памятника лесу дали специально для того, считает она, чтобы его никогда не пересекла дорога. В городе всегда велись разговоры об объездной трассе в Раменское, центр Московской области. Из-за того, что иначе, чем через Жуковский, в Раменское не проедешь, здесь постоянные заторы и перегруженный центр.

Другая сама важная тема, похоронившая лес – это то, что происходит с авиационной отраслью с начала 90-ых, говорит Наталья. После того, как науке резко сократили финансирование, нужно было придумывать, как и на что доставать деньги. Придумали авиасалоны, МАКСы, на которые город раз в два года собирает тысячи участников и гостей, международный бизнес и представителей власти. Этот федеральный проект кормит Жуковский и дает ему особый статус. В городе можно сделать, «пробить», установить все, если это так или иначе затрагивает интересы авиасалона.

Цаговский лес начал напрягать власть еще около 6-ти лет назад, но самая активная борьба началась в 2009-ом. В июне проводились общественные слушания, поднявшие всех жителей. Главная тема – нужна или не нужна городу дорога через лес к главной проходной ЛИИ им. М. Громова, на базе которого как раз и проводятся МАКСы.

–  Независимая экспертиза, - говорит Наталья, - пришла к заключению, что нет, не нужна, там формулировка даже была – «не решает проблем города». Ведь это же не объездная дорога, которая была нужна, а подъездная! 17 июня прошли слушания. Они были назначены на два часа дня, когда люди на работах, но тогда многие специально взяли больничный или отгул, чтобы быть. 3 тысячи человек собралось. Зал, где проходили слушания, был полностью забит членами городской администрации – она объявила выходной! – так что многим людям, включая пожилых, пришлось сидеть на ступеньках. И все-таки жители выиграли слушания – проект дороги через лес был отклонен. Но кого волнует какое-то там народное решение?

Чтобы создать видимость поддержки, тогдашний первый заместитель мэра Борис Аубакиров заявил, что у него есть 5 тысяч подписей за проект трассы. Редакция «Жуковских новостей» специально опубликовала все эти 5 тысяч в нескольких выпусках газеты. Весь город прочесывал эти списки, люди находили себя в них и ужасались: «Это не наши подписи!»

– Аубакиров просто взял и сложил ФИО и подписи петиций, что подавались в мэрию, в том числе и против вырубки леса,  и подписал, что они ЗА вырубку. Скандал вышел невероятный, и мы добились его отставки, - говорит Наталья.

Уже после этого городские власти переходят к тяжелой артиллерии – в 2010 году жуковский прокурор Александр Саломаткин, который сейчас поменялся креслами с прокурором Орехово-Зуево, подал иск по признанию «незаконным» природоохранного статуса леса. Якобы тогда, в 1982-ом, о присвоении статуса «памятник природы» обязаны были сообщить официальные городские СМИ. Но их тогда просто не было - газета администрации «Авиаград» появилась только в 2005 году. Саломаткин выигрывает дело, а суд области отклоняет апелляцию.

Все, после этого в воздухе носится «будут рубить!» Осенью 2010 года произошла первая попытка вырубки – бульдозерами были снесены дома садового товарищества «Глиссада», находившиеся на пути трассы через лес. Тогда Жуковский взорвался первым мощным протестом, организаторами которого стала редакция городской газеты, московское областное движение «Справедливость», «Мой двор» и ряд других общественных организаций. Несмотря на то, что коммунальные службы срывали всю наглядную агитацию, а мэр прямо на ТВ заклинал никуда не ходить, на митинг 14 ноября 2010 года в центр города вышло 2 тысячи человек – каждый пятидесятый житель Жуковского. Этот урок власти запомнили – поэтому мартовскую вырубку готовили уже как настоящую спецоперацию.

Почти сразу же после Президентских выборов мэр города Александр Бобовников берет больничный, и временно исполнять его обязанности остается первый заммэра Станислав Сукнов. 19-го марта он выписывает порубочный билет. По закону информация об этом должна поступить в официальные СМИ – но в номере «Авиаграда» за 20 марта об этом ни слова. Наконец, вечер 20 марта. В городском УВД горят все окна. В 23 часа к лесу выезжает колонна автобусов, автозаков, около 10 полицейских машин. Само шоссе перекрывают чоповцы из «Витязя» - это та самая структура, которая уже отметилась на вырубках Химкинского леса. За ночь 250 (!) человек вырубает большую часть из 12 га. За следующий день расправляются с остатками. В ту ночь к месту вырубки пытались подходить журналисты, но их просто разворачивали обратно. И речи не шло о том, чтобы предъявить какие-нибудь бумаги, порубочный билет.

– Эти «Витязи» угрожали, а из фраз они, по-моему, знали только одну: «Мы проводим экологические работы». Мне вообще кажется, что они по-русски не очень, - вспоминает Наталья.

Горожане едины во мнении, что причина вырубки – в сумме полученной от региональных властей компенсации. Это 170 миллионов рублей. Плюс около 600 миллионов в качестве компенсации за гаражный кооператив на пути дороги, который тоже скоро уничтожат. Эти деньги прямо выделяются городскому бюджету – без проектов, без планов вложения во что-то – то есть, без гарантий, что они никуда не утекут. Кроме того, часть средств может быть поделена вместе с приближенным к власти бизнесом, особенно связанным с недвижимостью. Например, долю компенсации обещают потратить на расселение ветхих домов. Понятно, что это должно проходить за счет застройщика, а не компенсации. Далее, по закону часть квартир в новых домах должна быть отдана очередникам – а жуковские власти добились, что отдавать будут деньгами в бюджет.

– Отдадут квартиры по самой низкой цене, а разницу – налом. Недвижимость у нас – это идеальный способ отмыть эти миллионы, - говорит активист МОО «Справедливость» Владимир Маркин.

Терпение горожан кончилось, и тема с лесом уже будет идти в связке с требованиями отставки местной власти. Редакция «Жуковских вестей» вместе со «Справедливостью» именно за этим собирают митинг 7 апреля.

Мы прощаемся с Натальей Знаменской, обещая следить за ситуацией, и садимся в машину к Алексею Бутенину, руководителю МОО «Справедливость» – осматривать свежую «просеку», место преступления. Алексей - это что-то вроде местного Константина Фетисова в Химках. Он тоже поплатился за свою активную борьбу с местной властью – в декабре прошлого года двое неизвестных избили Алексея битами возле подъезда его собственного дома. Мы подъезжаем к месту вырубки – картина и вправду чудовищная.

– Как после бомбежки, - замечает Маркин, когда мы выходим из машины.

Бескрайнее поле, аккуратно сложенные вдоль него реликтовые сосны, недалеко от трассы вяло ухает маленький «Катерпиллар», сгребая в кучи оставшийся от леса древесный мусор. За день до этого выпал снег, которым, как саваном, прикрыло окружающее уродство. Вокруг бревен прохаживаются человек пять чоповцев – здоровенные мужики, которые, завидя нас, начинают кучковаться, укрупняться и – приближаться. Достаешь фотоаппарат – «Витязи» стыдливо уворачиваются, поднимают воротники и натягивают на глаза шапки. Несмотря на то, что они не очень похожи на жителей Средней Азии, по-русски, как выясняется дальше, они понимают и правда плохо. На попытки разговорить отвечают очень тупо и скучно. Вдоль дороги – несколько москвичей с затонированными стеклами и один УАЗик. В них корчится и ухмыляется «поддержка».

– Местная шушера, которая так зарабатывает бабки, – объясняет Бутенин.

Можно только гадать, добьются или нет в Жуковском отставки властей. Главный ущерб уже причинен. По оценкам экологов, вырубка Цаговского леса – фактическое разделение его на две части – приведет к кризису экосистемы и исчезновению всего массива уже через 15-20 лет. Единственный выход, как говорят все активисты, с которыми мы общались в тот день – это вложить региональную компенсацию именно в восстановление леса. А саму ситуацию признать незаконной и с этой точки привести всех виновных к ответу.

 

Источник: rusrep.ru

Также в рубрике