USD: 92.2628
EUR: 99.7057

Слишком дорогая страховка

Почему страховые компании не хотят страховать риски крупных туроператоров

Текст: Александра Соколова
Слишком дорогая страховка

Серьезные проблемы возникли у крупных российских туроператоров. Согласно поправкам к закону о туристической деятельности они до 4 июля обязаны перезаключить свои договора со страховыми компаниями, значительно увеличив сумму страховки. Без этого им грозит исключение из реестра – то есть прекращение деятельности. Но страховщики пока не готовы брать на себя риски туроператоров и не торопятся перезаключать договора. Отразится ли это как-то на туристах?

Госдума внесла поправки в закон о турдеятельности, чтобы защитить туристов. Раньше максимальный размер финансовых гарантий для туропертора равнялся 100 млн. рублей – именно на эту сумму и была застрахована ответственность большинства крупных фирм. Но практика показала, что зачастую таких гарантий недостаточно. Например, после банкротства Ланта-тур, туристы потеряли более 300 млн. рублей. А значит, ста миллионов фингарантий хватит, чтобы выплатить пострадавшим лишь треть потерянных денег. 

По новому закону, верхняя планка финансовых гарантий в 100 миллионов рублей исчезла. Вместо этого, туроператоры, чья годовая выручка больше, чем 250 миллионов рублей, обязаны застраховать свою ответственность на 12% от оборота. При том, что в России существуют фирмы, оборот которых – и 500 миллионов и даже миллиард долларов. То есть они должны страховать свою ответственность на 60, а то и 100 миллионов долларов. По сути, дополнительный риск перекладывается на страховые компании. А они не горят желанием рисковать такими суммами. 

По подсчетам экспертов, перезаключить договора со страховщиками обязаны около 40 туроператоров, на которых приходится половина всего туристического рынка страны.
Фактически, новые правила - головная боль для обеих сторон взаимоотношений. Страховщики привыкли работать с туроператорами по слаженной схеме, с понятными коэффициентами, а сейчас в короткие сроки перед самым разгаром сезона приходится пересматривать систему. Туроператоры же, разумеется, хотят оптимизировать затраты.

Начальника управления страхования ответственности компании «Иногосстрах» Дмитрий Мелехин рассказал «Российскому туризму», что страховщики после известных случаев банкротств на туристическом рынке стали пристальнее смотреть на его игроков и более взвешенно принимать решения о страховании того или иного туроператора, тщательнее проводить анализ их деятельности, финансовых показателей.  «Практически все страховщики едины во мнении, что простое увеличение требований к минимальному размеру страховых сумм, без оценки реальных возможностей российского страхового рынка, а также игнорировании законодателем поправок о перестраховочном пуле, не защитит российских туристов должным образом», - говорит «РТ» Дмитрий Мелехин.

В свою очередь руководитель Центра страхования ответственности компании «Росгосстрах» Алина Малышева сказала «Российскому туризму», что изменения в законодательстве привели к патовой ситуации на страховом рынке – ресурсов страховых компаний по отдельности не хватает, чтобы заключать крупные договора с туорператорами, а перестраховывают ответственность друг друга они тоже крайне неохотно.  

- Чтобы решить проблему полностью, нужно не увеличивать суммы гарантий, а полностью пересматривать формат финансового обеспечения и его функции, особенно теперь, когда создано объединение туроператоров в сфере выездного туризма. Оно могло бы принять на себя часть функций по обеспечению прав туристов в случае неисполнения обязательств туроператоров, - считает Алина Малышева. 
 

Один из вариантов формально «вписаться» в закон с минимальными издержками –«расщепить» юридическое лицо. Крупные игроки уже сейчас юридически зарегистрированы как несколько (иногда - десятков) «ООО» - как следствие, каждое из них независимо фигурирует в Реестре со своей нормой страховой гарантии. Банкротство мелких компаний с небольшим оборотом «менее опасно» для отрасли, законодательно они не нуждаются в достраховании, проблема решается сама собой. 

Оборотная сторона в том, что такой механизм – шаг в сторону непрозрачного бизнеса, к которому, с позиции туроператоров, их подталкивают буквой закона. Умножение юридических лиц - негативный фактор для компаний, лелеящих свой бренд, заботящихся об имидже и «прозрачности» как фактора привлекательности для инвестора. 

«Формально до вступления в силу новых требований к размеру страховых сумм осталось две недели, возможно, кто-то из крупных туроператоров воспользуется советами об открытии нового юридического лица или разбивки бизнеса на несколько компаний, кто-то при увеличении страховых сумм решит сменить страховщика. Туристу в любом случае не стоит гнаться за подозрительно дешевыми турами, а при выборе туроператора также обращать внимание на компании, выдавшую ему финансовое обеспечение», - прогнозирует Дмитрий Мелехин.    

По-видимому, первым очевидным результатом этой инициативы будет головная боль у всех трех сторон процесса – страховщиков, туроператоров и обычных туристов, которым теперь нужно еще и «на глаз» оценивать надежность страховой компании, которая берет их под опеку на время тура.

 

 

 

 

Также в рубрике
Музей-заповедник Сергея Есенина (с. Константинова Рязанская область) 17 марта проведет праздник "Масленица в Константинове"
 0
В Москве 15 и 16 марта пройдет конгресс турагентств, в котором примут участие около 2 тысяч представителей розничного туристического бизнеса из Москвы и регионов России и 50 экспертов
 0