USD: 64.0213
EUR: 70.8524

Сочинские отельеры готовы переплачивать

Новым отелям «Розы хутор» требуется квалифицированный персонал
Текст: Александр Воробьев
Фото: А. Губский/Ведомости

Сочинские отельеры готовы переплачивать
Два с половиной года назад гостиничной отрасли страны не хватало, по данным Росстата, примерно 10 000 работников. В декабре 2012 г. Центр олимпийской карьеры провел исследование, согласно которому только для олимпийского Сочи сектору «Гостеприимство» понадобится дополнительно 13 500 человек — это 45% от потребности по всем отраслям в Сочи в 2013-2014 гг. Всего количество занятых в секторе «Гостеприимство» к началу Олимпиады составит 34 800 человек.
 
НЕ ХВАТАЕТ ЛЮДЕЙ
 
«Гостиничная сфера в России начала полноценно развиваться сравнительно недавно, около 15 лет назад, поэтому профессиональных генеральных менеджеров не так много, ощущается нехватка и линейного персонала. Это связано в том числе с недостатками образования», — говорит HR-координатор Carlson Rezidor (основной бренд в России — Radisson) по Восточной Европе Мария Сидоренко. В вузах традиционно большая часть учебного процесса посвящена теории, а практика краткосрочна и не всегда проходит по специальности, продолжает она, в результате большое количество студентов не знают, как применить свои теоретические знания. А у выпускников средних профессиональных заведений, по ее словам, недостаточны или отсутствуют узкоспециализированные знания.
 
«Это свойственно и многим странам Западной Европы: академическое образование существует само по себе, а бизнес — сам по себе. Государственные образовательные учреждения обычно готовят специалистов широкого профиля, большинство крупных сетей организуют внутренние корпоративные университеты», — добавляет гендиректор Accor Group в России и СНГ (основные бренды — Mercure, Pullman, Novotel, Ibis) Алексис Деларофф.
 
Дефицит квалифицированных кадров в России, по словам Сидоренко, велик во всех городах присутствия Rezidor (Сочи, Астрахань, Ярославль, Петрозаводск и др.) и только в Москве и Санкт-Петербурге ситуация более-менее стабильна. Деларофф, учитывая демографию — низкую рождаемость в 1990-е, — не ожидает улучшения кадровой ситуации в ближайшие годы. «Особенно нас волнует, что на рынке труда все меньше молодежи, а 54% нашего персонала — это молодежь в возрасте до 34 лет, которая в основном обслуживает гостей; со старшим и средним менеджерским составом ситуация лучше, можно даже говорить о конкурсном отборе, а из 10 наших российских генеральных менеджеров девять выращены самой Accor», — рассказывает он.
 
ОЛИМПИЙСКИЕ УСЛОВИЯ
 
Номерной фонд Сочи к концу этого года за счет строительства и реконструкции достигнет примерно 42 000, на 1 марта фонд был, по данным городского управления по курортам и туризму, 26 733 номера в 372 средствах размещения. В городе будет в том числе свыше 20 гостиниц под управлением международных операторов, сейчас на горнолыжном курорте «Роза хутор» работают Radisson и Park Inn by Radisson, Tulip Inn, Mercure, Heliopark Freestyle и апарт-отель Valset by Heliopark, в Имеретинской низменности открыт Radisson Blu.
 
Опрошенные «Ведомостями» отельеры уже сейчас сталкиваются при наборе персонала с незнакомыми ранее трудностями, особенно тяжело менеджерам гостиниц на «Розе хутор». Только 20-30% вакансий в них занимают сочинцы: городской рынок труда вообще мал, а дорога из Адлера до «Розы хутор» из-за пробок занимает 1,5-2 часа в один конец, это серьезный отрицательный фактор для сочинцев, рассказывают они. Остальных сотрудников собирают по всей стране с помощью рекламы, информации в социальных сетях, хедхантерских компаний, сарафанного радио, в других отелях своих сетей. Для сравнения: в расположенной в Имеретинской низменности Radisson Blu (гостиница принадлежит компании «Отель девелопмент» Аббаса Алиева) свыше 60% персонала составляют сочинцы, говорит ее генеральный менеджер Томас Хагеманн.
 
Персоналу всех гостиниц предлагают уникальные для России условия: для приезжих сотрудников проживание (арендуются целые гостевые дома в Адлере и поселке Эсто-Садок) и для всех трансферты до места работы и обратно за счет работодателя. Для гостиниц это серьезные издержки. «Цены на транспортировку и проживание держатся на высоком уровне, так как и спрос очень высок», — говорит генеральный менеджер Valset by Heliopark Ирина Рассказова. «Гостевой дом обходится примерно в 1 млн руб. и трансферты — в 400 000 руб. в месяц: по сути мы содержим еще одну гостиницу и транспортную компанию. В долгосрочной перспективе это неприемлемо», — рассказывает генеральный менеджер Tulip Inn Rosa Khutor Алексей Акиндинов (50 из 90 его сотрудников живут в гостевом доме).
 
«Мы — первый гостиничный объект такого уровня на Красной Поляне, из 2500 наших сотрудников примерно половина — сочинцы, остальные — приезжие буквально со всей страны, от Курил до Калининграда. Но мы работаем с 2007 г. и с окончанием горнолыжного сезона не сокращаем сотрудников, летом их обучаем, тренируем и платим зарплаты», — говорит Евгений Величко, замдиректора горно-туристического центра (ГТЦ) ОАО «Газпром»(включает 5-звездочный «Гранд-отель Поляна», биатлонный и лыжный стадионы, трассы, подъемники). Когда открываются объекты у моря, многие наши специалисты уходят туда: не надо ежедневно стоять в пробках, ну и все-таки Сочи ассоциируется с морем, люди предпочитают работать под пальмой, а не под елкой, вздыхает Величко.
 
Приезжие — основной кадровый ресурс для многих сочинских отелей. Почему люди едут из других городов, многие за тысячи километров? Все собеседники «Ведомостей» сходятся в оценке, что зарплаты линейного персонала в Сочи выше среднероссийских, сопоставимы и даже немного превышают Москву и Подмосковье — в среднем персонал в будущей олимпийской столице получает 20 000 руб. в месяц. Это минимум на 15% выше, чем в Сибири, говорит генеральный менеджер отелей Radisson на «Розе хутор» Харальд Бюркле. «Почти нигде в России гостиницы не обеспечивают иногородних сотрудников жильем: например, москвич, работая здесь, может сдавать свою квартиру в аренду», — напоминает Акиндинов.
 
Важный аргумент в пользу переезда для сотрудника любого уровня — Олимпиада, утверждают сочинские отельеры: все хотят быть причастными к этому большому событию. А с учетом острого кадрового дефицита грамотный сотрудник, перебравшись в Сочи, имеет шансы на ускоренный карьерный рост. «Сеть Accor в России быстро растет, нам нужно много людей, начав официантом здесь и сейчас, можно через 8-9 лет стать генеральным менеджером», — говорит генеральный менеджер Mercure Оливер Кранц.
 
Собеседники «Ведомостей» уверены, что после Олимпиады ситуация разрядится: во-первых, часть средств размещения уйдет с рынка, переформатируется под жилье для продажи; во-вторых, в этом году РЖД достроит на Красную Поляну железную дорогу и путь до курорта будет занимать 20 минут; наконец, подешевеет аренда гостевых домов. ГТЦ ОАО «Газпром» в этом году достроит на курорте собственное общежитие для сотрудников, добавляет Величко. Правда, зарплаты персонала вряд ли опустятся ниже теперешнего уровня, но искать и удерживать людей будет проще, говорят отельеры.
 
КЛИМАТ С ОТКЛЮЧЕНИЯМИ
 
«Ведомости» пообщались с несколькими иногородними квалифицированными менеджерами — Сочи привлек их прежде всего климатом и возможностями для карьерного и профессионального роста. Наталья Михалева, начальник службы размещения Radisson Blu, приехала из Санкт-Петербурга, где в отеле под управлением Rezidor была замначальника службы размещения. «Я перешла из 4-звездного отеля в 5-звездный, который к тому же открывался — это очень интересный процесс, была возможность сформировать свою команду с нуля. Повлияла на мой выбор и предстоящая Олимпиада», — говорит Михалева. После Питера Сочи, по ее словам, кажется размеренным городом, но не скучным: «Позитивно настроенный человек всегда найдет, чем себя занять, — хотя бы велосипед, ролики, кино, встречи с друзьями, прогулки по набережной, в Питере особо не погуляешь».
 
Мария Рылова в родном Екатеринбурге была менеджером по управлению доходами «Park Inn Екатеринбург», в Сочи она переехала на эту же должность, но в двух гостиницах курорта «Роза хутор», которыми управляет Rezidor, поэтому зарплата существенно выросла. «Это уникальный опыт — открыть два отеля подряд. Получаешь намного больше знаний, чем в гостинице, где уже все отлажено. Вообще, сочинский гостиничный рынок сейчас уникален, его не с чем сравнить. И огромный плюс Сочи — климат, я теплолюбивый человек и поэтому хотела уехать из Екатеринбурга», — рассказывает Рылова. К тому же опыт работы на новом рынке — серьезный плюс к резюме менеджера, отмечает она.
 
Николас ван Римздийк открывал рестораны в Лондоне, Вашингтоне и Нью-Дели, участвовал в открытии московских Hilton Leningradskaya и Courtyard by Marriott, казахстанской Marriott Aktau и др. Сейчас он шеф-повар Tulip Inn Rosa Khutor. «В Сочи приехал, потому что здесь серьезный и интересный проект. Я готовлю открытие еще трех гостиниц в Сочи, которыми будет управлять Golden Tulip Hospitality Group — работа включает подбор и дизайн оборудования, наем и обучение поваров, консультирование по финансовым вопросам ресторанного комплекса», — говорит ван Римздийк. Переездом он доволен: «Мой проект значительнее, чем можно найти в большинстве крупных городов, а живу я при этом за городом [в отеле на Красной Поляне] — летом бываю на побережье, оно фантастическое, зимой — сноуборд, рыбалка — в любое время года».
 
Все собеседники испытывают и неудобства олимпийского проекта. В Адлере, где живут Михалева и Рылова, бывают отключения света и воды. У последней дорога до места работы из-за пробок может занять 1,5-2 часа. Ван Римздийк говорит, что живет как на строительной площадке — шум, пыль, грязь.
 
В ОЖИДАНИИ ГОНКИ
 
Radisson Blu («5 звезд», 508 номеров) открылась в конце января примерно с 250 сотрудниками, по мере наступления сезона на побережье их количество необходимо довести до 400-500, говорит Хагеманн. В Radisson и Park Inn by Radisson на «Розе хутор», по словам Бюркле, 320 сотрудников и 40-50 вакансий. «У нас вакансии во всех подразделениях: front office, бухгалтерия, отдел закупок, ресторан, горничные — нам необходимо нанять еще минимум 20 человек при штатном расписании примерно в 100 человек. Поиск персонала стал главной темой. Вот в Омске [ранее управлял отелем Ibis Sibir Omsk] достаточно было зайти на сайт rabota55 — и на следующее утро кандидаты были на месте», — рассказывает Кранц.
 
Всем этим сетям в 2013 г. предстоит открывать новые гостиницы в Сочи, кроме того, в город войдет со своими брендами Interstate Hotels & Resorts (основные — Hilton, Marriott), строятся и реконструируются другие средства размещения. Величко опасается, что вновь открываемые объекты будут переманивать людей за любые деньги: «Мы ощущаем себя кузницей кадров для новых гостиниц. Еще 2-3 года назад от нас уходили единицы, сейчас же в ГТЦ свыше 2500 сотрудников — и годовая текучка кадров превышает 50%: стали строиться олимпийские объекты, от нас начали уходить электрики, инженеры, холодильщики, год назад начали открываться гостиницы на “Розе хутор” и забирать наших людей, в Radisson в Имеретинке наши люди есть в каждом подразделении». Особенно, по его словам, ведется охота на квалифицированных специалистов среднего звена.
 
Генеральные менеджеры сетевых сочинских гостиниц признают, что у них работают специалисты из несетевых средств размещения, но специально их никто не переманивал, люди сами откликаются на информацию о вакансиях и рекламу. В трех сочинских Radisson трудятся менеджеры из «Поляны», «Родины», «Пик отеля», «Маринс отеля», Kempinski Gelendzhik, говорят Бюркле и Хагеманн.
 
Собеседники «Ведомостей» объясняют, что не нанимают линейный персонал путем повышения установившейся на сочинском рынке средней зарплаты, хотя квалифицированным специалистам иногда приходится платить больше. «Это только в исключительных случаях, иначе мы просто разрушим рынок», — говорит Бюркле. «Если начать такую ценовую гонку, то зарплаты необоснованно вырастут и нанять людей будет вообще невозможно», — соглашается Кранц.
 
Рассказова опасается, что ближе к Олимпиаде (пройдет 7-23 февраля 2014 г.) с открытием новых средств размещения зарплаты персонала, и так самые высокие в России, будут расти еще. За оставшееся время она надеется сформировать костяк из самых лояльных сотрудников, продвинуть и заинтересовать их и вокруг них формировать штат в условиях повышенной текучести кадров. «Мы надеемся, наши сотрудники осознают, что Олимпиада — это всего три недели, а потом многие отели закроются или перепрофилируются, и предпочтут атмосферу и перспективы нашей сети», — говорит Акиндинов.
 
«Боюсь, что накануне Игр новые гостиницы пойдут на все, чтобы нанять людей, — рассказывает Величко. — Не факт, правда, что наймут надолго или не урежут потом зарплаты. Мы как-то на совещании в “Оргкомитете-2014” предлагали всем гостиницам заключить некое соглашение о непереманивании сотрудников, мы ведь тоже олимпийский объект! Но пока оно кануло в Лету». «Мы общаемся с генеральными менеджерами, все согласны, что надо быть осторожными и не нанять слишком много людей со слишком высокими зарплатами, — ведь отели должны приносить прибыль и после Олимпиады», — согласен Хагеманн.
 
Генеральные менеджеры гостиниц на «Розе хутор» (все принадлежат одноименной компании, являются ее обособленными подразделениями) договорились не приглашать на работу сотрудников друг друга, а если человек сам решил перейти, не принимать его без согласования с предыдущим руководителем.
 
Источник: vedomosti.ru
Также в рубрике