USD: 63.7542
EUR: 70.5313

Варфоломеевская ночь музеев

«Ночь музеев» из культурной акции превратилась в антикультурную

Текст: Сергей Андреев
Фото: Сергей Андреев

Варфоломеевская ночь музеев

Толпы людей самого различного возраста заполнили центр Петербурга в ночь с субботы на воскресенье. До раннего утра у дверей самых известных музеев культурной столицы России стояли длинные очереди. Это была традиционная «Ночь музеев». Ночное бдение оказалось испытанием как для музейщиков, так и для их гостей. Неспроста многие открыто говорят, что вреда от этой акции куда больше чем пользы: посетители обречены на длительное стояние в очередях и давку в музейных залах, самим же музеям наносится подчас непоправимый ущерб.

Минувшая «Ночь музеев» стала шестой для Петербурга и отметилась особым размахом, как по числу музеев-участников, так и по количеству разошедшихся билетов. Городские кассы продали почти 100 тысяч единых билетов, дающих право на посещение всех музеев-участников акции. Такого наплыва публики храмы культуры не видели давно. И какой публики!

Участие в акции принимала по большей части молодежь, расценившая возможность погулять по музеям ночью как шанс потусоваться в оригинальной атмосфере. А тусоваться принято шумно с употреблением разнообразных напитков. Отсюда самые различные инциденты в музеях – неоднократные попытки прилечь на кровать Ленина в музее-квартире в Большом Казачьем переулке или использовать по прямому назначению унитаз и биде Кирова в квартире на Каменноостровском проспекте. Впрочем, это мелочи: в Военно-Медицинском музее творился самый настоящий кошмар.

- Ценные экспонаты подверглись изнасилованию, причем в прямом смысле этого слова, - рассказывает научный сотрудник музея Юлия Громова – несколько лет назад в нашем музее появился новый раздел. В одном из залов воссоздана атмосфера средневекового анатомического театра. Главную роль в нем играют самые настоящие актеры. Специально для съемок фильма Алексея Балабанова «Морфий» на «Ленфильме» изготовили два предельно натуралистичных муляжа – тело молодой женщины и новорожденной девочки. По окончании съемок ленфильмовцы продали куклы для музейной экспозиции.

Потрогать героинь «Морфия» стремятся многие посетители. Музейщики не видят в этом ничего страшного, тем более, что все интимные места «моделей» прикрыты тряпками. Во время ночной акции, однако, случилось то, что привело смотрителей  в ужас.

- Бородатый мужчина лет 40 долго рассматривал экспозицию, а потом сорвал с балабановской актрисы простынь и засунул ей руку между ног, - рассказывает Юлия Громова – С абсолютно безумной улыбкой он несколько минут вылизывал свои пальцы. Все это происходило на глазах у посетителей, среди которых, кстати, были дети.

Целый ряд музеев, прежде активно участвовавших в ежегодной акции, отказался от нее наотрез. Петропавловская крепость – из-за обилия пьяных, распивавших алкоголь прямо на бастионах и вытоптавших все газоны. Исаакиевский собор – по той же причине – его посетители умудрились не только выпивать на знаменитой колоннаде, но еще и бросать пустые бутылки вниз. Ледокол «Красин» из-за акробатов-любителей, прогуливавшихся по перилам с риском свалиться в воду и влюбленных, изображавших на носу героического ледокола сценку из «Титаника» (!)

Некоторые учреждения культуры, однако, смутили вовсе не вандалы.

- В прошлом году за одну ночь к нам пришло 3,5 тысячи человек – практически столько же сколько в течение целого года - рассказывает генеральный директор Дворца князя Кочубея Наталья Гаврилова – Музей занимает лишь часть дворца – три маленьких зала. После того как по ним практически не останавливаясь ходила толпа там попросту стерся паркет, который пришлось реставрировать.

Становится понятно, почему ночную акцию не поддержали федеральные музеи, являющиеся брендом Петербурга. Свои двери в темное время суток не открыли ни Эрмитаж, ни Русский музей, ни Кунсткамера. Интернет, при этом уже сейчас пестрит негативными отзывами ценителей культуры, решившимися потусоваться в музеях ночью. Их содержание приблизительно одинаково: «Отстоял огромную очередь и так ничего и не увидел». А что можно увидеть, если экспозиции монтировались в расчете на одновременное присутствие, куда меньшего числа посетителей? Вот и получается, что в отечественных реалиях «Ночь музеев» становится, по сути, антикультурной акцией. Сами музейщики отмечают спад посетительского интереса, длящийся около месяца после «Ночи». Длительное стояние в очередях и толкотня в залах попросту отбивают желание ходить в музеи.

Также в рубрике