О чистоте рек и чистоте журналистики
По следам наших публикаций. И не только наших
Фото: sunhome.ru
Чистота лесов, полей и рек – это то, о чем неустанно печется сайт «Российский туризм» в интересах, извините за тавтологию, российского туризма. Публикации на эту тему, затрагивающие самые острые проблемы российской экологии – неотъемлемая часть информационного контента нашего сайта. Это наше кредо, если позволите выразиться высоким слогом. И, кстати, важнейший приоритет бизнес-туризма.
И вот в рамках этой экологической сверхзадачи, 14 марта сего года мы опубликовали статью известного журналиста Олега Лурье о загрязнении замечательных русских рек Камы и Вятки. Лурье нам ее по электронной почте прислал. Статью мы проверили - все сведения, приведенные в ней, опирались на мнения экологов. Автор просто прокомментировал данные независимых экспертных организаций, объективность которых также не вызывает сомнений. Правда, несколько настораживало то, что заметка была, так сказать, не первой свежести – это был рирайт четыре года назад опубликованного в «Стрингере» материала, под которым стояла говорящая фамилия Анатолий Очерняев (видимо, псевдонимом Лурье, отчество у автора - Анатольевич). Но, как выразил свое мнение в опубликованном на сайте «Российского туризма» автор заметки, ситуация с загрязнением Камы и Вятки за прошедшее время если и изменилась, то только в худшую сторону. Потому эта тревожная статья, посвященная титаническим усилиям корпорации «Уралхим» по загрязнению великих русских рек, вышла в свет на нашем экологическом ресурсе.
И вдруг буквально неделю спустя, 21 марта, на сайте газеты «Стрингер» появляется анонимная публикация «Очередное порождение черного пиара: контрафактные журналисты». Нет, речь в ней шла отнюдь не о нарушении авторских прав. В безымянном материале, если говорить коротко, нас обвинили ни много ни мало, как в «заказной» подмене. Мол, редакция сайта «Российский туризм», лицензия СМИ такая-то, подчеркивал «Стрингер», называющий себя информационным агентством (но почему-то лицензии СМИ не имеющий), опубликовала клеветническую статью, обливающую грязью экологически безупречный «Уралхим», подписав ее фамилией Олега Лурье без его, так сказать, ведома. Тем самым нам предъявили обвинение в двойном преступлении: мы и миллиардера Дмитрия Мазепина, владельца «Уралхима, облили грязью, и журналиста, известного своей более чем безупречной репутацией, подставили.
Когда бы это было действительно так, то не было б нам никакого прощения. Однако факты – вещь не только упрямая, но и довольно безжалостная. В нашей редакционной электронной переписке хранится статья, полученная именно с адреса Лурье. Мы готовы любому Шерлок Холмсу ее предъявить. Это, во-первых. А, во-вторых, присланная им статья практически ничем не отличается от той, что была опубликована в «Стрингере» четыре года назад. Их можно сопоставить и сыграть в популярную детскую игру под названием «Найдите десять различий». Правда, вы никаких различий не найдете. Terciumnondatur, как говорят юристы: третьего не дано.
И вот что интересно: этот самый «Стрингер», до начала 2010 года последовательно и усердно критиковавший и «Уралхим», и его владельца Мазепина, внезапно перешел в лагерь их горячих поклонников. Не верите – перелистайте архивы. Что заставило это столь радикальное издание столь же радикально изменить свою позицию - об этом пусть судит читатель. Возможно, хозяин «Уралхима» заодно стал и хозяином «Стрингера»? Но возможен и другой вариант - «Стрингер» внезапно «прозрел» и «осознал», что то, что прежде считал черным, – на самом деле белое, а что считал грязным, – чистое. В жизни всякое бывает.
Впрочем, на этом сюрпризы для редакции «Российского туризма» не закончились. Накануне майских праздников химический концерн «Уралхим» поздравил редакцию «Российского туризма» - прислал нам свое исковое заявление в Московский арбитражный суд. В нем он потребовал возместить предприятию нанесенный нашей публикацией ущерб на сумму 3 миллиона рублей! Судебное заседание, проинформировали нас, назначено на 22 мая сего года.
Мы, конечно, вначале возгордились: туристический сайт открылся всего несколько месяцев назад, а уже имеет такое серьезное влияние на рынке химической промышленности. Но потом решили, что не стоит обольщаться, и, скорее всего, химический гигант просто решил за счет нашего учредителя поправить свое подорванное кризисом финансовое положение. Возможно, в «Уралхиме» считают, что «реклама, связи с общественностью и издательская деятельность» сейчас более перспективные занятия, чем производство аммиачной селитры. Наверняка химики решили, что, издавая в течение десяти лет журнал «Отдых в России», собравший всевозможные туристические награды, наш учредитель, ЗАО «Четвертая власть», резко обогатился, пожиная рекламные бонусы с «процветающих» российских - на зависть турецким! - отелей, пансионатов и домов отдыха, и теперь может запросто взять на прицеп отечественный химпром, оказав ему финансовое вспомоществование...
Самое пикантное заключается в том, что за ту же четырехлетней давности заметку, как оказалось, руководство «Уралхима» не подало иска к «Стрингеру» и его автору Анатолию Очерняеву. Почему-то оно посчитало, что на сайте «Российского туризма» материал, провисев в архиве менее двух месяцев, нанес урон флагману российской химии на 3 миллиона. А на сайте уважаемого издания «Стрингер» почти тот же текст с исключительно теми же фактами и таблицами висит более четырех лет - и при этом не нанес предприятию ни копейки ущерба! Вот такая химия! Даже если ты в школе был отличником по химии, все равно не поймешь логику этих спецов с «Уралхима»…
А может быть дело тут не в химии, а в журналистике? Может, «Российскому туризму» подать иск не только к «Стрингеру», назвавшего наше издание «контрафактом»? Не подать ли нам, журналистам, иск к химикам? На те же, допустим, 3 миллиона. После получения радостного сообщения о нашей «задолженности» на эту сумму последователям Менделеева мы полистали прессу и вдруг обнаружили достаточно много публикаций про «Уралхим», где сплошь и рядом встречаются такие специфические понятия, как «рейдерство», «захват», «силовое давление», «нарушение правил корпоративной конкуренции»… Одним словом, не жизнь, а сплошные понятия.
Не станет ли «Российский туризм» этаким жертвенным агнцем, которого решили заколоть в назидание всем остальным СМИ, не всегда лестно отзывающимся о химическом гиганте, подумали мы? А заодно - подумать страшно! – не задумали ли растворить в производимом «Уралхимом» аммиаке и весь архив журнала «Отдых в России»? Почему бы и нет? Ведь тогда понятней понятного всем станет, что о чистоте озер и рек в нашей в стране заботились отнюдь не обанкроченные «Российский туризм» и «Отдых в России», а химический концерн «Уралхим». А чтобы не осудила общественность химиков за наезд на корреспондентов, вот вам, пожалуйста, опубликованные на «Стрингере» статьи про «контрафактных журналистов» и «черный пиар». Раз подменили автора статьи, значит, использовали грязные технологии, а раз учредители - рекламщики и издатели, то явно выполняли чей-то заказ. Не иначе как «уралхимовских» конкурентов. А как же иначе?
Ничего не скажешь, химический гигант оказался еще и гигантом мысли, уважительно подумали мы.
Олег Лурье, кстати, наш хороший знакомый. «Как же так, Олег?», - спросили недоуменно мы, прочитав его обиженную заметку про то, что он не писал для нас - прорубивших ему «окно в Европу» ценою служебного подлога. «Скорее всего, почта была взломана, - развел руками мастер пера. - Получилось, я обиделся на вас, вы – на меня».
Мы надеемся, журналист не лукавил. Мы не знаем, пойдет ли Олег Лурье с нами в суд. Но точно знаем, что не будем 22 мая делать акцент на том, что мы опубликовали всего лишь рирайт статьи из другого издания. Мы будем честно биться за белого и пушистого Анатолия Очерняева из «Стрингера». Кто бы он ни был. Да и на кону как никак 3 млн рублей!
Мы, конечно, должны бороться все вместе - и журналисты, и химики - за сохранность и чистоту наших полей, лесов и рек. Чтоб в них, как в песне, вольно дышалось человеку. Но главное при этом – не забывать и о чистоте рук. Иначе грязными станут не только реки.
Редакция «Российского туризма»