USD: 64.3008
EUR: 69.4191

«Аэрофлот» доказывает, что он дешевле, чем кажется

Авиакомпания пытается опровергнуть выводы Счетной палаты о завышенных ценах на билеты

Текст: Евгений Рожков
Фото: jets.ru

«Аэрофлот» доказывает, что он дешевле, чем кажется

 

«Аэрофлот» в понедельник получил серьезный удар от Счетной палаты, которая обвинила авиакомпанию в неэффективных тратах из-за которых, в итоге, увеличивается стоимость проездных документов для пассажиров. Однако руководство авиаперевозчика не собиралось мимриться с обвинениями в свой адрес, и выступила с опровержением выводов аудиторов. «Российский туризм» попытался разобраться в ситуации и понять, действительно ли билеты «Аэрофлота» так уж дороже билетов остальных отечественных авиакомпаний? 
 
«Ну хватит обманывать народ, на самом деле!»
 
Впервые, предположение о том, что «Аэрофлот» завышает цены на свои билеты, выразил глава Счетной палаты Сергей Степашин в интервью одному из российских телеканалов. В частности, чиновник заявил, что возглавляемое им ведомство планирует начать проверку финансовых документов авиакомпании. 
 
«Ну хватит обманывать народ, на самом деле!» - заявил тогда Степашин, обсуждая ценовую политику «Аэрофлота». 
 
Начавшаяся проверка выявила, что  руководство компании принимало экономически неэффективные решения при создании и управлении дочерними и зависимыми компаниями. Например, аудиторы обнаружили, что торги устраивались при заключении контрактов на товары и услуги невысокой стоимости. Если контракт был на сумму более 10 млн. рублей аукцион не проводился.  Также в Счетной палате считают, что стоимость билетов чересчур зависит от обновления авиапарка и от получения выгодных условий отправления и прибытия самолетов авиакомпании. 
 
Отметим, что ранее на непрозрачность заключения «Аэрофлотом» контрактов свыше 10 млн. рублей указал один из членов совета директоров компании, блогер Алексей Навальный. В своем блоге он задался вопросом, почему компания  Тины Канделаки «Апостол» получила без конкурса рекламный контракт  стоимостью 64 млн. рублей.  Также блогер потребовал другую информацию о сделках «Аэрофлота» стоимостью выше 20 миллионов рублей. Однако глава «Аэрофлота» Виталий Савельев прокомментировал рекламные контракты, как слишком мелкие траты, чтобы выносить их на конкурс. Тем не менее, по данным Счетной палаты, почти 10% в стоимости перевозок «Аэрофлота» — это рекламные и административные расходы компании.  
 
Результаты проверки Счетная палата передаст в материалы проверки – в Службу экономической безопасности ФСБ и МВД, а отчет по результатам проверки в палаты Федерального собрания.
 
«Аэрофлот» сдержал удар?
 
В «Аэрофлоте» не стали терпеть обвинения, и, ссылаясь на мнения отраслевых и международных экспертов, постарались опровергнуть выводы аудиторов Счетной палаты. Для этого выпустили  официальное сообщение, где объяснила, что траты на приобретение слотов (удобное время прилета и вылета рейсов) – есть важнейшее конкурентно преимущество, и такая игра стоит свеч:
 
«В своем отчете аудиторы СП, справедливо отмечая, что высокая стоимость перевозок обусловлена выгодными слотами и обновленным парком воздушных судов, делают, по нашему мнению, неверный вывод о неэффективном управлении компанией. Удобное для пассажиров время отправления и прибытия рейсов, и новые, а значит надежные и безопасные, самолеты являются важнейшим конкурентным преимуществом авиакомпании. Благодаря самому молодому авиапарку в Европе, удобной для пассажиров и разветвленной сети маршрутов, Аэрофлот добился одной из самых высоких в отрасли загрузки своих рейсов», - говорится в сообщение «Авиакомпании». 
 
Помимо перечисления многочисленных регалий и достижений авиакомпании за последние годы, пресс-служба в тексте сообщения попыталась объяснить, что контракты без объявления торгов – нормальная практика при работе авиакомпании. Согласно их данным, в 2012 года заключено контрактов на общую сумму 33,8 млрд. рублей, без проведения торгов – 5,6 млрд. рублей. Куда были потрачены эти 5,6 млрд. рублей тоже вроде бы указывается. 
 
«И, наконец, далеко не все контракты можно заключать на конкурсной основе. Современная ситуация в гражданской авиации такова, что самолеты приобретаются не на торгах. Это дорогостоящий и, безусловно, штучный товар. Поэтому ведущие авиакомпании мира ищут и заказывают специально для себя подходящие суда, отслеживая их подготовку еще на стадии производства. Так же поступает и Аэрофлот, добившийся своего возвращения в элиту мировой авиации», - говорится в сообщение «Аэрофлота». 
 
Но от такого объяснения,  траты в размере 5,6 млрд. не стала прозрачнее. Выходит, что авиакомпания может, не объясняя, тратить серьезные средства, передавая их выгодным поставщикам, списывая все это на «современную ситуацию в гражданской авиации». История контракта с компанией Тины Канделаки вполне укладывается в эту логику. Но в «Аэрофлоте» считают все траты на рекламу и PR – оправданными расходами для борьбы за зарубежного пассажира. 
 
«У руководства Аэрофлота вызывает непонимание отнесение рекламных и административных расходов компании к неэффективным затратам. В 2012 году Аэрофлот начал стабильно перевозить более миллиона пассажиров ежемесячно. Нарастить пассажиропоток удалось благодаря активной рекламной кампании, прежде всего зарубежной». 
 
Однако, и здесь возникает вопрос, почему компания, которая формально является государственной и много говорит о социальном капитале, рекламируется ради иностранных клиентов, при этом включая имиджевые расходы в билеты для путешествующих по России пассажиров? Однако этой темы пресс-служба авиакомпании предпочла не касаться.
Также в рубрике
ФСБ России подготовила проект указа президента РФ об обеспечении безопасности чемпионата Европы по футболу 2020 года, часть матчей которого пройдет в Санкт-Петербурге
 0
На Лаго-Наки может появиться горный кластер
 0