USD: 93.2918
EUR: 99.5609

Живут у Байкала, а воду покупают

Жители поселка Турка вынуждены покупать воду, живя у Байкала

Текст: Александра Александрова
Фото: mirnov.ru

Живут у Байкала, а воду покупают

Чтобы ответить на извечный вопрос, почему провинция не жалует федеральный центр (не буквально столицу, а собирательный образ центральной власти), корреспонденту «Мира новостей» пришлось махнуть на Байкал - для чистоты эксперимента. Ведь там живут работящие и терпеливые люди - буряты. 

По свежему опросу ВЦИОМ, 68% россиян считают, что в отношениях «центр - периферия» существует серьезная напряженность. 

 
В чем тут дело? Разбираться с этим я отправилась в поселок Турка, лежащий в 200 километрах от Улан-Удэ, на самом берегу Байкала. Жителей в поселке немного - чуть больше тысячи. 
 
Центр сам пришел в Турку и вроде бы даже с благими намерениями. Инвесторы вознамерились построить здесь туристический комплекс, рассчитанный на 2 миллиона отдыхающих в год. Казалось бы, тут коренным турчанам и порадоваться: вон сколько работы привалит в поселок! 
 
Однако турчане вовсе не радуются, а совсем наоборот - они подозревают, что обслуживать белоснежные пятизвездочные отели их никто не позовет, как не позвали работать на строительстве. Сказали, что здесь нужны специалисты высочайшего класса, а турчане за всю свою жизнь ничего, кроме бревенчатых изб, не выкладывали. 
 
Дальше - больше. Дело в том, что в Турке, как и во всей Бурятии, никогда не было газа. Почти повсеместно отсутствует водопровод с канализацией. «Тем, кто живет в нижней части Турки, еще хорошо - у них колодцы, - рассказывает мне местная жительница Марина. - А вот у тех, кто живет выше, воды вообще нет - она так далеко, что до нее не докопаешься». 
Специально для верхних турчан много лет назад в поселке пробурили скважину. Пробурить-то пробурили, только на то, чтобы поставить колонки, денег не нашлось: «На один проект и документацию надо потратить 2 млн рублей, а всего на колонки нужно в десять раз больше», - говорит Марина. 
 
Поселок Турка, несмотря на относительную малочисленность жителей, растянулся вдоль Байкала на несколько километров. Поэтому ходить с ведрами к скважине проблематично - администрация поселка развозит воду в цистерне. Себестоимость одного ведра воды - 1 руб. 60 коп. Из них большую часть дотируют из поселкового бюджета. В итоге ведро воды обходится турчанину в 30 копеек. В принципе, сущие копейки. Хотя, согласитесь, покупать воду в ведрах - не слишком большое удовольствие, при том, что на полив верхнему турчанину денег все равно не хватает. 
 
«Вначале эти застройщики хотели к нашей скважине присосаться, - рассказывают мне в поселке. - Только она у нас маленькая, не выдержит. Тогда они начали бурить повсюду. В одном месте пробурят - плохая вода. В другом - опять не устраивает. В итоге пробурили скважину далеко в горах, в восьми километрах от поселка». 
 
В Турке говорят о том, что на все это бурение и подвод восьмикилометрового водопровода ушло несколько миллиардов из федерального бюджета. «Зато после этого они сказали нам: можете и вы нашей скважиной пользоваться! Берите воду, разводите ее в колонки», - рассказывает Марина. 
 
Это предложение местные жители восприняли как издевательство: «Мы бы и из своей скважины воду провели, если бы у нас на это деньги были!» 
На склонах гор инвесторы стали строить поля для отстоя канализации. Вкопали в землю газгольдеры (емкость для хранения газа). Самый крохотный газгольдер, рассчитанный на отопление частного дома, стоит 250 тыс. рублей. Как будут в этот рай привозить газ - поездами или фурами - пока неясно. 
 
Увидев весь этот шик, местные жители поняли, что живут просто ужасно: «Мы пьем воду поверхностную, из колодца, а она не соответствует санитарным нормам. Мы ведь в туалет ходим в ведро и из ведра потом под куст выливаем. Надо пить воду, которая между слоями почвы, то есть из скважины», - просвещали меня жители нижней Турки, у которых все же есть колодцы. 
 
В том, что отдыхать в новый комплекс будет приезжать такая прорва туристов, сомневаются даже самые большие оптимисты. С туристами, как и с водой, на Байкале просто беда. Иностранцев за три дня командировки мне удалось встретить всего двух - непросыхающего, проспиртованного англичанина и одинокого индуса. Местные жители смотрели на приезжих иностранцев с явным сожалением: вот, дескать, находятся же дурачки, которые за приезд сюда еще и деньги платят! 
 
И деньги немаленькие: помимо билета в оба конца туристы платят по полторы тысячи целковых с человека за двухместное размещение в комнате частного сектора (с антисанитарной водой из цистерны или из колодца). Захудалая частная гостиница обойдется в 3-4 тысячи за сутки, зато там уже самодельный водопровод имеется и даже септик. Кстати, на зиму гостиницы закрываются. А на Байкале, как в песне, девять месяцев - зима, остальное - лето. 
 
Выложить 100 тыс. рублей за удовольствие 10 дней посидеть возле холодного Байкала желающих, я думаю, в России найдется мало. Да и за рубежом не больше. 
 
Можно встать со своей палаткой в заповеднике за 70 рублей в сутки. Только до побережья заповедника еще доехать надо - дороги здесь суровые, водитель уазика берет за рейс 5 тыс. рублей. Одним словом, отдых на Байкале - на любителя, причем на любителя очень не бедного. 
 
Однако есть недалеко от Байкала одно место, куда москвичи даже переезжают жить. Это Иволгинский дацан, на территории которого расположены основные буддистские храмы и резиденция главного российского буддиста. 
Здесь же открыли единственный в России университет, в котором учат будущих лам. Правда, уже несколько лет университет не может получить аккредитацию у Минобразования, но это и не важно - главное, что выпускников этого «самопровозглашенного» духовного вуза признают во всем мире. Каждый будущий лама периодически проходит многомесячную стажировку в каком-нибудь из индийских монастырей. На лам учатся не быстро - целых восемь лет. До конца обучения дотягивают единицы. 
 
Среди лам немало русских. Вообще ламы здесь похожи на парней из соседнего подъезда. Первый же попавшийся - из Кемерова. У Максима родители - шахтеры, сам он тоже успел шахтером немного поработать. Потом решил приехать в дацан и поступить в университет. 
 
Для многих же местных стать ламой - единственный способ «начать жить по-человечески». Кто-то из лам специализируется по буддистской живописи, кто-то - по тибетской медицине, кто-то - по астрологии и так далее. 
 
После окончания университета ламы-медики уезжают в Москву или Питер - работать в платных клиниках. Ламы-астрологи и предсказатели в столицах тоже нарасхват. Самые героические ламы идут трудиться «по специальности» - разъезжаются по деревням и весям, в которых имеются буддистские храмы. Но таких - единицы. 
 

Ну и за что же, скажите на милость, провинции любить центр, который качает региональный ресурс - будь то нефть или образованная и активная часть населения, но ничего не дает взамен?

Источник: Мир Новостей

Также в рубрике
Столичный клуб «Чиренкели» занял первое место в клубном зачёте среди чирлидинг команд на спортивном фестивале по чир спорту «Космическая Чир Весна», который прошёл 14 апреля 2024 года в подмосковном Королёве
 0
17-18 мая на курорте, в отеле «Роза Спрингс», пройдет конференция «Трансформация превентивной медицины: тренд на Life Balance и антистресс»
 0