USD: 64.0213
EUR: 70.8524

Действительно ли опасны речные круизы?

 «Российский туризм» выяснял, что заставило россиян отвернутся от речных круизов

Текст: Екатерина Нагибина
Действительно ли опасны речные круизы?

Продажа круизных туров в летнем сезоне 2012 упала на 15-30%, говорят участники рынка. «Российский туризм» выяснял, что заставило россиян отвернутся от популярного вида отдыха.

«Такого не было никогда. Даже в пик теплоходной навигации самые популярные трехдневные круизы уходили полупустыми», - рассказывает «Российскому туризму» начальник туристического отдела «Русской Пароходной Компании на Паях» Елена Зуева. Под этими словами могут подписаться почти все участники рынка. По данным Ассоциации туроператоров России, прошедшим летом спрос на речные круизы в нашей стране упал на 15%. А заместитель гендиректора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова рассказала «Интерфаксу», что из Москвы в круизы в этом году уплыло почти на треть меньше туристов, чем в прошлом. В чем причины такого падения?

Страх утонуть

Главная причина, и с этим соглашаются все - крушением теплохода «Булгария» в июле прошлого года. Та трагедия (напомним, что при крушении теплохода 1955 года постройки утонули 122 человека из 201, находившегося на борту) сформировала у многих людей твердое убеждение, что сегодня речной туризм- занятие опасное из-за изношенности теплоходов. «Покупатели туров первым делом спрашивают не когда проводили модернизацию теплохода, а год постройки, - рассказывает «Российскому туризму» Елена Зуева, - Вот вы что подумаете, когда вам скажут, что теплоход построили в 57-ом году?!».

И в итоге многие люди отказываются от поездок. «В Москве за навигацию было снято более 90 из запланированных рейсов, на региональных рынках – около 120. Кроме того, 15 теплоходов вообще не были введены в навигацию. Большое число теплоходов шло с низкой загрузкой» - констатирует Светлана Гончарова.
Отчасти спасали ситуацию постоянные клиенты компаний. «Нашим речным круизам свойственны постоянные клиенты, которые пользуются нашими услугами из года в год. Они «сидят» на этом отдыхе и ничего другого не выбирают. Их контингент 70-85 лет. Они знают о качестве компании, поэтому они не боялись продолжать покупать такие туры», - объясняет Елена Зуева.

Но как видим этого оказалось недостаточно. С другой стороны, некоторые туроператоры говорят, что главное – найти правильные слова. «Мы каждому потенциальному покупателю подробно рассказываем, как готовили теплоходы к сезону, и люди понимают, что с ними не може случится того же что с Булгарией», - рассказывает «Российскому туризму» руководитель отдела речных круизов компании «Астарта Групп» Александр Цевелев. В итоге, компания в этом году увеличила продажи в два раза, а все ее круизы на Валлам раскуплены до 5-го октября. Но это скорее исключение из правил.

Финансовый кризис

 

«Всю навигацию мы делали скидки. В этом году за смешные деньги можно было съездить в круиз. Но турист все равно не шел», - разочарованно говорит о тенденции этого лета Елена Зуева. Финансовый кризис – еще одна причина падения продаж. В пик сезона компании действительно делал огромные скидки. Туры, которые в прошлом году стоили 5000 за сутки, в этом предлагались за 3500, но это не помогло привлечь клиентов. В компаниях уверены, что российские туристы предпочли отказаться от трат, которые не являются для них первой необходимостью. Ранее россияне могли позволить себе отдохнуть два раза в год: съездить на море, а затем в круиз по рекам России. Но теперь туристам приходится выбирать что-то одно, поэтому российским круизам тяжело конкурировать с курортами, где предлагают высокий сервис за такие же цены. Например, круизная программа по Енисею, занимающая 9-10 дней, стоит 55 000 тысяч. За такую же сумму туристы предпочитают поехать на курорты Турции, Греции, Египта и Испании. Тем более, сейчас из-за кризиса европейские туроператоры снизили цены на туры.

И все-таки – теплоходы

Хотя представители компаний нахваливают свои теплоходы, нельзя не отметить, что именно они – ахилесова пята круизного бизнеса. «Стандартный» российский круизный теплоход – 50-60-х годов постройки, пусть и модернизированный. Покупать новые корабли не в состоянии практически ни одна круизная компания. А стареющие корабли ко всему прочему с каждым годом все дороже в обслуживании. Если в европейской части России нехватка современных теплоходов еще не так заметна, то, допустим, в Сибири это становится причиной постепенного исчезновения такого вида туризма как речные круизы. Сибирский туристический портал, ссылаясь на представителей местных компаний, отмечает, что практически на всех сибирских реках в областных центрах организуются лишь небольшие речные прогулки для местных жителей, кое-где сохранились туры выходного дня, но многодневные круизы спросом почти не пользуются да и организовать их не на чем. Например, самое комфортабельное на Иртыше круизное судно было построено более 55 лет назад по тому же 785-му проекту, что и затонувшая в июле прошлого года «Булгария», а серьёзной модернизации было подвергнуто в 1992-93 годах.

Туроператоры надеются, что круизы по сибирским рекам смогут выжить за счет иностранцев и жителей европейской части России. «Ни для кого не секрет, что в европейской части России туристы интересуются туристическими богатствами Сибири, поэтому если правильно это направление развивать, люди поедут. Но нужно рекламировать туры, вкладывать деньги в покупку и ремонт судов и в развитие этого вида отдыха в целом», - рассказывает СТП менеджер новосибирской компании «Эль-Тур» Евгения Крылова. Но так ли это? Специалисты других компаний признают, что поток иностранных туристов в Сибирь в последние годы упал из-за финансового кризиса. Да и москвичи с питерцами не так легки на подъем. «У меня в этом году не было таких продаж, - рассказывает «Российскому туризиу» менеджер одной из питерских турфирм, говоря о сибирских речных круизах. - Туда добраться тяжело, поэтому не очень продается. Спрашивают, но не берут. Я работаю больше 10 лет и почти никогда не продавал такие круизы. Это экзотика для нас». 

Также в рубрике