USD: 92.5919
EUR: 100.2704

Скандальные иконы для Петербурга

Православные активисты не остановили Марата Гельмана

 
Текст: Сергей Андреев
Фото: Сергей Андреев

Скандальные иконы для Петербурга

 

Выставочный проект Марата Гельмана ICONS все же показан в Петербурге. Без каких- либо происшествий и скандалов выставка, успевшая попутешествовать по России, открылась в четверг в креативном пространстве «Ткачи». Работы, интерпретирующие образы, связанные с христианством, должны были демонстрироваться в Петербурге еще в ноябре. Однако, тогда открытие выставки сорвали православные активисты.
 
Антикультурная столица
 
Радикальные изменения в культурной жизни Петербурга произошли в течение последнего полугода. Город на Неве прославился вовсе не открытием новых музеев и выставок, не театральными постановками и кинофестивалями, а акциями, носящими по сути антикультурный характер. 
 
Скандал с проведением выставки братьев Чапмэн, нападки православных активистов на директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, отмена спектакля «Лолита» Леонида Мозгового, неоднократное осквернение музеев, связанных с именем писателя Владимира Набокова – вандалы написали на фасаде его особняка в Рождествено слово «педофил», а в доме-музее на большой Морской в Петербурге еще и окна разбили. 
Грустный список можно продолжать довольно долго. В случае с выставкой ICONS инициаторами запрета выставки оказались активисты «Профсоюза граждан России» и движения «Народный собор». Именно они организовали сбор подписей под обращением к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко. Позже те же активисты потребовали создать общественный совет из представителей консервативных организаций, который решал бы какие выставки стоит показывать общественности, а какие нет. Тогда, в ноябре прошлого года, Петербург так и не увидел ICONS, открытие состоялось лишь четыре месяца спустя.
 
Зрители голосуют ногами
 
Любопытно, что вернисаж 25-ти художников, работающих с Маратом Гельманом, совпал с открытием другой выставки. В тот же день в Русском музее перерезали ленточку проекта «Православная жизнь. Фотографии из собрания Русского музея» В рамках данной выставки демонстрировалась крупная подборка фотографий о православии, созданных с 1970 по 2010 год. Залы с работами фотохудожников, однако, оказались пустыми. 
 
На открытие не пришли ни те самые православные активисты, что протестовали у Эрмитажа и музея Набокова, ни чиновники на каждом шагу демонстрирующие собственную религиозность, ни парламентарий, прославившийся борьбой с меньшинствами и прочими нестандартными инициативами. 
 
Обычных зрителей работы профессиональных фотохудожников так же не заинтересовали, зато на ICONS посетители шли вереницей. В числе первых работы художников увидели сотрудники ФСБ в штатском и полицейские в форме. Примечательно, что до этого момента суть и содержание выставки не заинтересовало ни одно официальное лицо. 
Ничего страшного, оскорбительного или крамольного ни обычные зрители, ни те, кто пришел в «Ткачи» по долгу службы, не увидели. Часть художников вообще позиционирует себя в качестве православных людей, интерпретирующих евангельский текст через призму современности. Все демонстрируемые работы были созданы до появления проекта ICONS и их показ никаких протестов не вызывал.
 
- Лично меня очень расстраивает, что интеллигенция города поддалась давлению мракобесов, - говорит «Российскому туризму» галерист Марат Гельман – с открытием выставки начинает получаться диалог и появляется шанс, что Петербург снова захватит лидерство в статусе культурной столицы.
 
Не хочешь – не смотри!
 
Ситуацию, сложившуюся в Петербурге Марат Гельман называет странной.
- Если человеку не нравится какая-то конкретная выставка у него существует несколько вариантов поведения, - говорит он. - Во-первых, на выставку можно просто не ходить, во-вторых, рассказать знакомым, коллегам по работе или пастве храма что посещать такую выставку не нужно. В конце концов, можно прийти на выставку и написать о ней критическую статью, или, наконец, подать на организаторов и художников в суд. Именно так происходит общение людей с разными взглядами в цивилизованном мире. У нас все выглядит совершенно иначе. Отдельные индивиды хотят с помощью властей добиться закрытия чего-то еще до его открытия, а то и вовсе выносить возможность открытия какой-либо выставки на общественный совет.
 
- Ну, у нас всякое возможно. А что делать, если такой совет все-таки появится?
 
- Немедленно обращаться в правоохранительные органы и суд! Дело в том, что это прямое нарушение конституции, которая запрещает цензуру. Хочу еще раз повторить: предварительная цензура, то есть оценка произведений еще не вышедших в свет и не показанных публике в России незаконна и все попытки ввести нечто подобное надо жестко пресекать. Только так мы сможем построить цивилизованные общество.
Выставочный проект ICONS будет демонстрироваться в «Ткачах» до 21 апреля. В программу выставки вошли самые разнообразные мероприятия. Так, зрители смогут прослушать курс лекций о сложных взаимоотношениях религии и искусства. В числе лекторов оказался, что вполне естественно сам Марат Гельман, а так же петербургские писатели Лев Лурье и Илья Стогов.
Кстати, нестандартная ситуация в культурной жизни Петербурга уже успела получить художественную оценку. В музее современного искусства «Эрарта» демонстрируется полотно художника Николая Копейника, изобразившего разгром Эрмитажа православными казаками.
Также в рубрике
Музей-заповедник Сергея Есенина (с. Константинова Рязанская область) 17 марта проведет праздник "Масленица в Константинове"
 0
В Москве 15 и 16 марта пройдет конгресс турагентств, в котором примут участие около 2 тысяч представителей розничного туристического бизнеса из Москвы и регионов России и 50 экспертов
 0