USD: 92.5919
EUR: 100.2704

Отдых своими руками

Смогут ли самостоятельные туристы изменить рынок

 
Текст: Мила Кретова
Фото: Photoxpress

Отдых своими руками

 

В феврале на российский туристический рынок вышла одна из крупнейших европейских компаний BudgetAir, предлагающая своим клиентам самостоятельно сформировать турпакет из перелета, отеля и услуг по прокату автомобиля, которые можно легко забронировать онлайн.
 
Услуга на рынке не новая. За последние несколько лет объем отечественного рынка онлайн-бронирования путешествий вырос в 4,5 раза. "Только за прошедший год он увеличился на 45%, - поясняет бренд-менеджер BudgetAir.ru Виктория Дубровская. - Данный сегмент туризма лишь формируется в стране, и в процентном соотношении его объем по сравнению с традиционными каналами продаж довольно невелик - около 10-15%".
В марте стартует еще один проект для самостоятельных путешественников - сайт "горящих" туров "Тур дня". "Мы хотим привлечь массовую аудиторию, позволив ей за счет полноты и объективности представленной на сайте информации самостоятельно сделать вывод о том, что каждому симпатично и что по карману", - рассказала о проекте генеральный директор компании "Тур дня" Галина Акимова. Создатели портала отдают себе отчет в том, что наибольшей популярностью пока будет пользоваться страница с предложениями "горящих" туров, но важно то, что на ресурсе созданы все условия для самостоятельных туристов. Имеются предложения от туроператоров, отельеров и авиаперевозчиков, и есть клиент, который может выбрать готовый тур или составить собственное "отпускное меню".
Поток самостоятельных туристов не может не радовать отельеров: турагентства и туроператоры по разным объектам могут забирать от 10 до 50% цены проживания. При прямом бронировании или бронировании через веб-систему гостиницы существенно сэкономят на проценте. Опрос на сайте журнала "Компания" показал, что 72,9% респондентов при организации своего зарубежного отдыха стараются обойтись своими силами и обращаются в турагентство только в крайнем случае.
Выгодность подобных проектов, на первый взгляд, очевидна для туристов, но болезненна для турагентств, и так переживающих не лучшие времена: то спад спроса на Египет, то демпинг авиаперевозчиков, то обязательное страхование, а вот теперь еще и самостоятельные отдыхающие. Рынок меняется на глазах, и с этим придется считаться.
 
Курс молодого бойца
 
Свой небольшой консалтинговый бизнес Дмитрий Дубровский основал благодаря тяге к путешествиям и стремлению сделать эти вояжи индивидуальными. "Еще три года назад я был обычным "пакетником": летал с семьей по путевкам в Турцию и Египет, питался по системам "все включено" и "полный пансион", ездил на стандартные автобусные экскурсии с огромным числом таких же "туристов", как и я, - рассказывает о своем опыте на сайте bestvacation.ru Дмитрий Дубровский. - Постепенно мне надоело. Захотелось индивидуальности. Понять, как этого достичь, мне помогли наши случайные знакомые". Осмыслив чужой опыт и несколько раз применив его на практике, Дмитрий Дубровский создал некий информационный продукт для начинающих самостоятельных туристов. Стоимость консалтинговых услуг составляет 2500 руб. По словам господина Дубровского, на данный момент обучающий курс купили около двухсот человек.
 
Нишу для бизнеса видят и специализированные турагентства. "У нас появилась новая услуга для тех, кто планирует отдых самостоятельно, - платные консультации, - рассказывает Екатерина Некрасова из турагентства "Кайлаш". - Наши менеджеры составят любую по сложности программу с удобной логистикой, предоставят рекомендации по отелям и обратят внимание на самые интересные места. Составление индивидуальной программы - это большой труд, требующий опыта и знаний. По этой программе туристы могут бронировать отели, перелеты, поезда и прочее по своему усмотрению. Но, как показывает практика, в большинстве случаев все эти услуги в конечном итоге бронируются в агентстве. А стоимость платной консультации входит в стоимость тура и не считается отдельной услугой".
Эксперты хоть и признают самостоятельных туристов безусловным трендом, однако для консалтингового бизнеса перспектив не видят. "Возможно, уже работающие турагентства в какой-то момент выделят туристический консалтинг в отдельный вид деятельности, - рассуждает аналитик "Инвесткафе" Дарья Пичугина. - Но ненадолго. Туристы, самостоятельно планирующие отдых, предпочитают экономить, а необходимая информация есть в Интернете, найти ее - вопрос времени и усилий. Поэтому консалтинговые услуги, во-первых, станут дешевыми, а во-вторых, информация будет все доступнее и уже никто не захочет за нее платить. В Европе, где самостоятельный туризм уже достаточно развит, такого рода консалтинговых услуг нет".
 
А не спеши ты нас хоронить...
 
"Сегодня в добровольном реестре туристических агентств зарегистрировано 11 343 компании, - говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. - Мы предполагаем, что на самом деле таких компаний примерно в два раза больше. В Едином федеральном реестре туроператоров порядка 2300 фирм, предлагающих туры за рубеж. Из них за последние два года с заметными скандалами ушли с рынка около двадцати. В целом же по рынку можно отметить тенденцию укрупнения туроператоров за счет слияний, а о массовых закрытиях турагентств речь вообще не идет".
 
Несмотря на признание роста популярности самостоятельного туризма, турагентства не собираются сдавать рынок. Отчасти они уповают на присущую людям неорганизованность, вполне способную испортить индивидуально спланированный отдых и навсегда отвратить от идеи экономить на его организации. "В последнее время участились случаи, когда самостоятельные туристы, приобретая только визы и билеты в нашем агентстве, сами или их родственники звонят с просьбами о помощи - по приезде отель не заселил, арендовали машину и попали в аварию, опоздали на самолет, украли документы, забрали в полицию и т.д., - рассказывает Екатерина Некрасова. - То есть туристические услуги они не бронировали, и никто за них в стране пребывания не отвечает. И когда они сталкиваются с проблемами, то не знают, куда обратиться и что делать".
 
По мнению аналитиков, турагентствам останутся популярные в низком ценовом сегменте туры в Египет и Турцию. Во-первых, аудитория этих направлений, как правило, не расположена к длительному поиску информации и планированию, а во-вторых, отели Египта и Турции поделены между операторами.
 
Эффект Эйяфьятлайокудля
 
Однако сами турагентства гораздо более оптимистичны. "В 2010 г. после извержения вулкана Эйяфьятлайокудль, надолго прервавшего полеты над Европой, появилась обратная самостоятельному туризму тенденция, - констатирует Ирина Тюрина. - Самостоятельные туристы оказались один на один с форс-мажорной ситуацией, которую никто не мог заранее предусмотреть. Туристов, путешествующих по турпутевкам, опекали их агенты: предоставляли за свой счет номера в отелях, организовывали другие возможные способы передвижения и т.д. Данная тенденция усилилась, когда в августе 2012 г. обанкротилась итальянская компания Wind Jet. Туристы осознали, что за самостоятельность приходится платить, и турпутевка в итоге оказывается дешевле".
 
Игроки рынка также подчеркивают, что их услуги непременно понадобятся туристам, впервые выезжающим за границу, и осторожному "нижнему сегменту среднего класса", представители которого в отпуск ездят не чаще двух раз в год и не готовы экспериментировать ради экономии.
 
В этой нише начиная с 2004 г. успешно работает практически стихийно возникшее турагентство "Чип Трип". Все началось с инициативы журналиста-фрилансера Ирины Мамай: на специально созданной странице LiveJournal она организовала площадку для обмена новостями о недорогих турах и "горящих" путевках. Сейчас турагентство сотрудничает со всеми крупнейшими туроператорами, авиакомпаниями и отельерами и дает своим клиентам возможность отдохнуть "по демпинговым ценам". "Хоть лента у нас и полна пакетных туров, мы больше пропагандируем самостоятельные путешествия, - рассказала в одном из недавних интервью Ирина Мамай. - Менеджер должен предложить максимум вариантов, чтобы клиент понял свои возможности и принял объективное решение".
И все же представители опрошенных "Ко" турагентств отмечают и тот факт, что большинству людей сложно подгадать с отпуском в расчете на скидочные акции турагентств, отелей и авиакомпаний, поэтому выгоду от самостоятельного туризма могут получить только путешественники, имеющие возможность постоянно отслеживать рынок и планировать свой отдых в соответствии с интересными дисконт-предложениями. Кроме того, подмечает Ивор Вукелик, директор по маркетингу и продажам TUI Russia-and-CIS, "россияне все еще не готовы к онлайн-покупкам. С этим сталкиваются все западные интернет-компании, приходящие в Россию. В Европе и США OTA (online travel agencies) работают исключительно онлайн, не имея форм оплаты офлайн. В России все наоборот. Большинству россиян по-прежнему нужно отдать деньги живому человеку - курьеру, продавцу в торговой точке или - в нашем случае - менеджеру турагентства. Туроператоры выигрывают перед сайтами онлайн-бронирования, поскольку большинство ТО имеют собственные ритейл-сети - турагентства".
 
На профильном рынке сложилась забавная ситуация. Все полны оптимизма: компании, предлагающие возможность бронирования билетов и отелей, ссылаются на рост числа "вольных" путешественников. Туроператоры скептически относятся к мысли о том, что хоть сколько-нибудь значимый процент их клиентов в состоянии самостоятельно и без лишних приключений организовать себе отпуск. При этом первые, надеясь на любовь туристов к экономии, не очень представляют себе сложность организации самостоятельного отпуска и соответственно число возможных поводов для разочарования. А вторые могут недооценить масштаб жадности путешественников. Наблюдая за ростом количества самостоятельных туристов, можно предположить, что через несколько лет волна подобного "индивидуализма" смоет с рынка небольшие и даже средние турагентства. Однако, учитывая местную специфику, говорить о кардинальных изменениях в турбизнесе пока все-таки рано.
 
Дайте срок!
  Туристы, пользующиеся услугами турагентств Самостоятельные туристы
Совершают поездки в течение года
 
4,5 3,7
Средняя продолжительность поездки 7,8 5,3
Средний доход $8366 $4728

Источник: Компания

 

Также в рубрике
Музей-заповедник Сергея Есенина (с. Константинова Рязанская область) 17 марта проведет праздник "Масленица в Константинове"
 0
В Москве 15 и 16 марта пройдет конгресс турагентств, в котором примут участие около 2 тысяч представителей розничного туристического бизнеса из Москвы и регионов России и 50 экспертов
 0