USD: 63.9542
EUR: 71.1299

Как подмосковные электрички съедают вашу зарплату

Что у Москвы много транспортных проблем – давно не новость. 

Текст: Георгий Неяскин
Фото: Василий Шитов / Коммерсантъ

Как подмосковные электрички съедают вашу зарплату
Что у Москвы много транспортных проблем – давно не новость. Что это дурно сказывается на экономике – тоже уже известно. Недавно вот консалтинговая компания Roland Berger подсчитала, что ежегодный ущерб экономике 30 крупнейших мегаполисов (в том числе Москвы) от заторов составляет $266 млрд. Это около 8 трлн рублей по нынешнему курсу, тогда как ВРП той же Москвы в 2012 году составил 11 трлн рублей. Но, возможно, впервые предпринята попытка выяснить, насколько плохая транспортная доступность влияет на благосостояние отдельно взятых москвичей или жителей Подмосковья.  
Попытка предпринята профессором РЭШ Татьяной Михайловой в колонке «Транспортная инфраструктура и интеграция рынка труда: пример Московской области» на сайте FREE.
 
Российские и европейские мегаполисы обычно развиваются по принципу «благополучный центр – бедные окраины». Почему так происходит? Во-первых, бедные люди чаще отъезжают на окраины, где дешевле стоимость жизни. Во-вторых, у тех, кто живет на окраинах, более узкий выбор возможных вакансий. Из-за большего количества времени, которое нужно провести в пути от дома до центра, часть вариантов (среди которых более престижные) попросту отсекается.
 
Впрочем, Москва все же заметно отличается от городов в Западной Европе: в столице РФ инфраструктура хуже, а неравенства больше. На графике ниже видно, что чем больше зарплата у жителя столичной агломерации, тем ближе к центру города он живет.

Та же закономерность работает для 25 городов Западной Европы (они находятся в Германии, Нидерландах и Швеции), которые экономист взяла для сравнения. Вот только выражается эта зависимость менее явно (второй график). При увеличении времени в пути вдвое – скажем, с 20 до 40 минут – доход среднего пользователя московского транспорта падает сразу на 25%. Для Европы аналогичное изменение времени дает лишь пятипроцентную разницу в доходах. Другой пример. Зарплата в подмосковном муниципалитете, находящемся в 90 минутах езды от центра Москвы, примерно вдвое ниже, чем в пределах МКАД. В Европе то же время в пути обойдется лишь в 10% дохода. 

Средняя зарплата и время в пути из дома до центра Москвы 

Средняя зарплата и время в пути из дома до центра европейского города

Конечно, модель – лишь упрощение реальности. 40-минутная поездка на электричке до Курского вокзала – это не просто 40 минут потраченного времени. Это 40 минут в грязном переполненном вагоне вместе с попутчиками, часть из которых не подозревает о существовании дезодоранта, а иные любят скрасить дорогу домой (или на работу) парой слабоалкогольных коктейлей. Не говоря уже о том, что пригородные поезда ходят не так часто, как поезда в метро. Альтернатива – стоять в пробке на улицах города либо на подъездах к нему.

Однако есть поводы для осторожного оптимизма. В ближайшие пять лет столичная мэрия собирается потратить 2 трлн рублей на борьбу с дорожными заторами. Миллиарды вкладываются в создание новых станций метро, единых билетов на транспорт и так далее. Насколько велико будет влияние этих мер на неравенство доходов? Из модели Михайловой следует, что уменьшение времени в пути в среднем на одну пятую (допустим, раньше вы ехали до работы полтора часа, а теперь 1 час 10 минут) выразится в среднем увеличении доходов только на 3% (пурпурная линия на графике ниже). А если на секунду зажмуриться и представить, что Московский регион – это типичная европейская агломерация, и транспорт тут работает так же эффективно, как в лучших столицах Европы, то доходы местных жителей подскочили бы сразу на 24% (красная линия). Но об этом Сергею Собянину и подмосковным властям пока можно только мечтать.

Градиент изменения дохода и расстояния до центра 

Примечания. Синяя линия – это реальный зарплатный градиент для Московской области. Пурпурная линия – градиент Московской области при сокращении времени пути в два раза, симуляция. Красная линия – европейский градиент в применении к Московской области, симуляция. 

Источник: slon.ru

Также в рубрике
Он будет проходить по территории Псковской, Новгородской и Ярославской областей
 0