USD: 63.8135
EUR: 70.7245

«Ростурпомощь»: как она будет помогать туристам

В понедельник  прошло учредительное объединения «Ростурпомощь»

Текст: Виктор Кудревич
«Ростурпомощь»: как она будет помогать туристам

В понедельник в Ростуризме прошло учредительное собрание объединения «Ростурпомощь». Новая структура будет помогать туристам, попавшим в сложную ситуацию во время отдыха за рубежом. « Российский туризм» разбирался, в каких случаях и какую помощь могут получить туристы.

Как создавалась «Ростурпомощь»

Буквально за три дня до ухода на заслуженный отдых с президентского поста Дмитрий Медведев подписал поправки в закон о туризме. Именно там была написано, что в России должен быть создан некий компенсационный фонд, который будет помогать туристам, попавшим в затруднительную ситуацию за рубежом.

Бизнес встревожился: почему, собственно, за мошенников должны платить добросовестные операторы. Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович в начале июля утверждал в интервью «Российскому туризму», что новый закон «просто не будет работать».

Противники закона уверяли, что государство перекидывает на туроператоров собственные функции фильтрации жуликов, создавая своеобразную круговую поруку, явно противоречащую нормальным рыночным принципам.

Впрочем, через полгода споров и консультаций, ведущие туроператоры все же согласились создать объединение «Ростурпомощь». Она призвана оказывать россиянам «экстренную помощь», то есть, как сказано в законе, «действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению)».

Кому будет помогать «Роступомощь»

Известно, что на помощь новой организации смогут рассчитывать туристы, отдыхающие за границей, который попали в затруднительную ситуацию по вине туроператора (который, например, обанкротился). Более подробно о механизме помощи «Российскому туризму» рассказал вице-президент Российского союза туроператоров (РСТ) Юрий Барзыкин:

- Допустим, пришла информация от туриста, который попал в затруднительную ситуацию. Эта информация поступает в колл-центр. Телефон колл-центра в обязательном порядке все операторы будут высылать туристам по смс. Турист сообщает о своей ситуации и ждет решения. Думаю, он не будет ждать более 3-5 часов. Если людей выселяют из отелей – мы будем смотреть, подходит данный случай под устав объединения или нет. Наблюдательный совет, в который войдут до 5 человек, примет решение об объеме помощи, потом отелю выдадут гарантию. Или найдут уполномоченную компанию, которая заплатит за туристов. На каждом направлении работают 5-6 крупных операторов, у которых всегда есть свободные места. Поэтому, они дадут людям возможность отдохнуть, а мы им оплатим расходы. Если таковых компаний нет, то мы будем выдавать гарантию отелю, а потом оплачивать. Все это должно регулироваться постановлением правительства, которое будет принято в ближайшее время.

- То есть порядок и объемы помощи пока еще не утверждены окончательно?

- Да, порядок и объемы – все это будет определено. Задача стоит действительно непростая, ведь для бизнеса ассоциация – это дополнительная нагрузка. Но, когда спрашивают, почему россиян выгоняют из отелей, а иностранцев не трогают, ответ оказывается очевидным. Наших туристов выгоняют из отелей, потому что нет никаких гарантий. Если дирекция отелей будет знать, что система туристической помощи работает, то никого выгонять не будут. А, если понятно, что понесенный отелем ущерб придется возмещать через суд, что имеет очень призрачные перспективы, то отель берет туристов в заложники. И отель понять тоже можно. Структура международного рынка, несмотря на эту проблематику, работает на потребителя, поэтому надо гарантировать всем сторонам, что они смогут без ущерба для себя обеспечить отдых.

- Такая помощь коснется всех туристов?

- Нет. Надо подчеркнуть, что помощь получат только те туристы, которые путешествуют от туроператоров. Все остальные на Ростурпомощь рассчитывать не могут.

Дополняя Юрия Барзыкина, надо сказать, что «Ростурпомощь» планирует так же в случае необходимости покупать туристу обратный билет на самолет, если он по вине туроператора не может вернуться домой. При этом новая организация никак не будет помогать туристам, попавшим, допустим, в зону землетрясения или любого другого стихийного бедствия – это останется прерогативой МЧС и других государственных служб.

Кто будет финансировать «Роступомощь»

Здесь все четко. В тексте закона написано, что туроператоры будут обязаны перечислять в компенсационный фонд «0,1% объема денежных средств, полученных от реализации туристского продукта, …но не менее чем 100 тысяч рублей». Кроме того, 0,05% от своего оборота туроператоры будут переводить на финансирование текущей деятельности «Ростурпомощи».

Если учесть, что в России сегодня работает около двух с половиной тысяч туроператоров, минимальный бюджет «Ростурпомощи» составит 250 миллионов рублей, а на самом деле намного больше.

По словам Юрия Барзыкина, эти деньги будут храниться в специальном фонде, который будет подчинен департаменту по туризму в Министерстве культуры.

- Таким образом, совместный контроль государства о и группы операторов, будут гарантировать работу фонда, - заявил вице-президент РСТ «Российскому туризму».

- Когда закон должен вступить в силу и начнется формирование этого фонда?

- Закон вступит в силу 3 мая следующего года. После этого все туроператоры обязаны будут войти в ассоциацию и начать вносить средства в фонд. Период до мая дан нам на проработку всех юридических материалов. И пока все идет по плану.

- Россия является не первой страной, которая вводит подобную систему помощи своим туристам. На чей опыт больше ссылаются авторы закона?

- В Европе в 12 странах реализована подобная программа. И в каждой стране, можно сказать, есть свой собственный формат. Где-то больше денег для формирования такого фонда выделяет государство. Мы тоже предлагали такую схему, но нам было отказано. 

Также в рубрике
В Думе и Совфеде поддержали идею сделать 31 декабря выходным днем
 0