USD: 63.8881
EUR: 70.4111

Интересна ли Москва туристам

Комитет по туризму столицы ищет способы, как привлечь гостей 

Текст: Дмитрий Ермаков
Фото: raskalov-vit.livejournal.com

Интересна ли Москва туристам
 
Комитет по туризму столицы ищет, как привлечь гостей
 

«Москва наконец повернулась лицом к туристам». Так можно сформулировать общий тезис выступлений столичных чиновников на мероприятиях, приуроченных к прошедшей 19-22 сентября в Москве туристической выставке «Отдых/Leisure-2012». Учитывая, что громкие слова о необходимости раскрутки российских достопримечательностей уже лет десяток как звучат со всех возможных трибун, любое заявление такого рода по привычке рождает скепсис. «Российский туризм», однако, заметил немаловажное отличие: с приходом команды Сергея Собянина, туризмом в Москве занялись профессионалы под предводительством глаыа московского Комитета по туризму и гостиничному делу Сергей Шпилько. 

 

Туристов ведут знатоки

 

В 2011 году были заявлены весьма смелые планы, и вот, на минувшей выставке состоялось в некотором роде подведение первых итогов. Чего же удалось добиться новым туристическим властям столицы за полтора года? 
Создан круглосуточный колл-центр для туристов на русском и английском языках, обновленный сайт комитета регулярно оповещает читателей о туристических новостях столицы. Ведется информационная работа с туроператорами – им бесплатно показывают Коломенское, Царицыно, различные музеи. Наконец, совсем недавно, в августе, запущен сити-тур – круговой экскурсионный маршрут вокруг центра Москвы на двухэтажных автобусах, где, по европейскому принципу, пассажир может подсесть на любой из остановок в течение дня. Экскурсии ведутся параллельно на русском и английском языках. 

Конечно, это капля в море на фоне той тьмы проблем московского туризма, которые еще не решены или вовсе не решаются. И все же, учитывая, что до прихода новой команды московским туризмом не занимались вообще – повод для радости есть.

 

К тому же, началась и работа по раскрутке столичного туризма в регионах. Так, на днях в Москву приехал первый туристический поезд с экскурсантами из Самары, и обещается, что это лишь начало серии маршрутов между региональными культурно-историческими центрами России в формате выходного дня. Не менее интересная инициатива задумана для пассажиров, использующих Москву в качестве транзитного пункта на пути из Азии в Европу. 

 

Коек хватит не всем?

 

Это, безусловно, позитивные сдвиги. Но, разумеется, не все идет так гладко, как хотелось бы Москомтуризму. Вот, в прошлом году, например, комитет заявил об увеличении количества отелей эконом-класса, так называемых хостелов. Были отправлены запросы в окружные префектуры о возможности предоставления помещений. Однако за полтора года число хостелов увеличилось не так уж и сильно: было 45, сейчас же, по данным различных систем бронирования, около 70. В принципе, в Петербурге – столько же, но там хватает и альтернативы в виде недорогих мини-отелей. А вот, для сравнения, Европа: по информации крупнейшего специализированного ресурса Hostels Worldwide, в Лондоне – 230 хостелов, в Барселоне – 334, в Риме – 661. 

 

Впрочем, столь небыстрый рост объясним. «В центре хостелов, конечно, открывается мало: земля дорогая, нерентабельно. Больше – в дальних районах, Митино, например, — рассказывает «Российскому туризму» руководитель отдела России турфирмы «Нева» Елена Бородай. – Понятно, что такое расположение не всех туристов устраивает».

 

С отельной базой в Москве все вообще непросто. Туроператоры отмечают: как и семь-восемь лет назад, в одних гостиницах «кусаются» цены, в других не хватает качественного сервиса. Хотя Шпилько считает иначе: на пресс-конференции 19 сентября он сказал, что 46% гостиничных номеров Москвы относятся к категории 2-3 звезды и вполне по карману приезжающим. Средняя стоимость двухместного номера составляет 3,4 и 4,1 тыс. рублей, соответственно. Правда, признал спикер, расположение таких отелей оставляет желать лучшего. А теперь сравним с тем же Парижем: разместиться на аналогичном расстоянии от центра и с аналогичным сервисом можно, по российским деньгам, рублей за 900 на двоих. Это дешевле, чем в московском хостеле. 

 

Теперь о числе гостиниц. Начнем с гостей. РБК приводит данные пресс-службы Мосгордумы: в 2013 году московские власти рассчитывают принять 5,2 млн иностранных туристов – на 400 тыс. больше, чем ожидается в 2012-м. Но есть и другая статистика, которую привел все тот же Шпилько: в 2012 году в Москве построено четыре гостиницы на 616 номеров, а всего за год гостиничный фонд вырастет на 1200 номеров. И каким образом в этих комнатах – пусть даже за год – разместятся 400 тысяч дополнительных гостей, непонятно.   

 

Тем не менее, участники рынка считают, что лед гостиничных проблем Москвы все-таки тронулся. «Во-первых, хостелы все-таки оказались востребованными у приезжающих иностранцев, заполнив пустующую нишу бюджетного размещения. Во-вторых, комитет по туризму систематизировал информацию о московских отелях, были сделаны новые фотографии, выпущены каталоги. Раньше же информация была очень разрозненной, да и устаревшей», — отмечает Елена Бородай. 
 

Вернуть уважение

 

И все же гостиницы – это только крыша над головой. Но самый важный аспект туризма – а что, собственно, в Москве смотреть? Человеку из богатой на изысканную архитектуру Европы лужковская «уплотнительная застройка» исторического центра Москвы покажется дикостью. Вряд ли обрадуются таким видам и давно не бывавшие в столице жители регионов, выросшие на фильмах Эльдара Рязанова. 
Впрочем, в общественном движении «Архнадзор» отмечают, что в этом году снос исторических зданий идет уже не столь неумеренными масштабами, как в лужковскую эпоху.
Но проблема, конечно, остается.  Как рассказала корреспонденту «Российского туризма» координатор движения Мария Подъяпольская, если раньше Москомнаследие еще ставило на охрану те или иные архитектурные объекты, то с переименованием ведомства в департамент культурного наследия это почему-то почти прекратилось. К тому же, подчеркивает она, решение чиновников особой роли и не играет: даже признанные культурным наследием объекты могут стать жертвой девелоперов. Например, сейчас на волоске висит судьба пресловутого кругового депо Октябрьской железной дороги. А ведь там теоретически мог быть музей. 
И все это, отметим, происходит на фоне общего снижения интереса наших соотечественников к внутреннему туризму. По крайней мере, о таковом говорят участники рынка. Так, в турфирме «Орфей» (один из старейших игроков по России) говорят о спаде в среднем около 15% по сравнению с прошлым годом. Это по всей стране. Если же говорить о Москве, директор компании Михаил Романов и вовсе затрудняется привести какие-либо цифры. «Здесь рынок внутреннего туризма вообще пока не сформирован, пока можно  говорить об организованном приеме в Москве только иностранцев», — считает он.
Проблема, считает Романов, лежит в плоскости не экономики, а психологии. По его мнению, все, что связано с нашей страной и тем более с Москвой, вызывает у людей ощущение неизвестности, ассоциации с отдыхом здесь затруднительны. «Конечно, я верю в талант Шпилько. Но изменится картина лишь тогда, когда у русских людей снова появится уважение к столице.  Шпилько его не воспитает, — говорит директор «Орфея». — Нам всем еще долго нужно работать, идти эволюционным путем, и только так что-то можно изменить».
 

Глас народа

 

Приходится констатировать, что мнение Романова о слабой привлекательности столицы разделяют и многие его коллеги по турбизнесу, да и люди, далекие от отрасли. 

 

По крайней мере, об этом можно судить по итогам небольшого блиц-опроса, который корреспондент «Российского туризма» провел в социальных сетях. Респонденты говорят всё о том же: проблемах с сохранностью культурного наследия, высоких ценах на проживание, а также музеи и питание. Плюс к тому называют плохую экологию, ауру общего негатива (люди раздраженные и хмурые, все куда-то бегут), плохую систему общественных ориентиров в метро, да и в городе вообще. И, смех смехом, одна из главных проблем – отсутствие нормальных общественных туалетов. 

 

«Москва как ассоциировалась с КГБ и железным занавесом, так и ассоциируется», — пишет сотрудница одной туристической организации. И подает интересную мысль: эту аналогию нужно ломать по примеру другого крупного мегаполиса - Нью-Йорка. Напомним, в свое время этот город больше славился своей криминогенной обстановкой, чем туристскими достопримечательностями. Все изменилось с созданием бренда I Love NY и позиционированием города как современного, динамичного, модного. 

 

Рекламная кампания в Нью-Йорке началась в 1977 году и продолжается до сих пор. Михаил Романов, наверное, прав: и Москве подобных задач в краткосрочной перспективе не решить. Но главное, что работа началась.
Также в рубрике