USD: 66.2630
EUR: 73.4989

Когда на российский рынок пустят иностранных лоукостеров

Альтернативы российским авиакомпаниям  в пределах России - нет

Текст: Евгений Рожков
Фото: nord-news.ru

Когда на российский рынок пустят иностранных лоукостеров
Альтернативы российским авиакомпаниям и их ценам за перелеты в пределах России - нет. Государство предлагает решить эту проблему с помощью приглашения зарубежных лоукостеров на внутренний рынок – это должно увеличить конкуренцию и повлиять на доступность авиапутешествий по стране. 
 
Об этом рассказал журналистам руководитель ФАС Игорь Артемьев по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства. По его словам, на заседании активно обсуждались вопросы содействия иностранным лоукостерам на внутреннем рынке и развитие инфраструктуры для низкобюджетных перевозчиков, а вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минтрансу и Минэкономразвития до конца года подготовить свои предложения по этим вопросам. 
 
Тем не менее, уже давно известно, какие протекционистские меры со стороны государства необходимы, чтобы лоукостерам было комфортно работать в нашей стране. Во-первых,  необходимо, конечно же, отменить запрет иностранным авиакомпаниям работать внутри России – то есть, совершать рейсы из одного российского города в другой. Во-вторых, необходимо принять поправки о «невозвратных билетах» - это решение позволяет авиакомпаниям серьезно сократить свои издержки. Еще в июле в Минтрансе подготовили законопроект об отмене «невозвратных тарифов», однако закону противится Роспотребнадзор, сообщают «Ведомости». В-третьих, западным лоукостерам, у которых большая часть авиапарка состоит из Boeing-737 и Airbus A320 нужны аэропорты способные принимать такие суда. И сегодня из 200 крупных российских аэропортов на это способны лишь 36. 
 
Помимо этого, нужно уничтожить монополию на поставку авиатоплива, минимизировать трудности с таможенным оформлением ввозимых лайнеров, обучить летчиков на новые модели самолетов, побороть коррупцию чиновников от Минтранса и много чего еще. Но, по словам Романа Гусарова главного редактора AVIA.RU и эксперта Комитета по транспорту Государственной Думы Российской Федерации, даже такие трудности не отпугнут зарубежных лоукостеров. 
 
- Сегодня в Европе рынок стагнирует. А в России наоборот отмечается бурный рост. Поэтому на наш рынок авиакомпании захотят пробиться всеми правдами и неправдами, -  заявил «Российскому туризму» Роман Гусаров, - Но они придут на самые «вкусные» маршруты. Туда, где хороший пассажиропоток, на такие популярные рейсы, как Сочи-Москва. А сибиряки могут даже не мечтать о дешевых авиабилетах, так как в Сибири дискаунтеры не эффективны. Лоукост-модель эффективна на расстоянии 1,5, максимум 2 тысячи километров. 
 
Напомним, что в российском небе уже экспериментировали дискаунтеры-авиаперевозчики. Правда, их опыт нельзя назвать удачным. Так, в прошлом году два российских лоукостера «Авианова» и «SkyExpress» с разницей в несколько недель заявили о собственном банкротстве. Причем «SkyExpress» впоследствии слились с «Авиационными линями Кубани», а «Авианова» просто приказала долго жить, хотя компания имела в своей структуре половину иностранного капитала и в руководстве ее сидели иностранные менеджеры.
 
- Им просто не на чем было экономить и поддерживать свои тарифы на низком уровне. Они работали в той же среде, что и все остальные авиакомпнии, в среде, где высокие цены на керосин, монополия заправщиков и неразвитая инфраструктура.  И в этих условиях они не смогли создать работающую бизнесмодель. Тот же «SkyExpress» перед банкротством летал по тем же тарифам, что и все остальные. То есть превратился в обычную авиакомпанию, - резюмирует Роман Гусаров.
 
Чего ожидать пассажирам, если власти все таки смогут заманить зарубежных лоукостеров на внутренние авиалинии, и они смогут наладить здесь свою работу? Конечно, дешевых авиабилетов, пусть и не для всех жителей нашей огромной родины. Впрочем, и эта идиллия продлиться недолго. Все просто: ситуация на российском рынке авиаперевозок меняется слишком медленно, и искоренить даже основные пороки этой отрасли невозможно за короткий срок. То есть все рано или поздно вернется на круги своя: тарифы на билеты, для сокращения высоких издержек, взлетят у всех дискаунтеров и они будут вынуждены либо уйти с российского рынка, либо вернуться к стандартной модели бизнеса. Однако за тот короткий период, пока россияне смогут дешево путешествовать самолетом, число российских авиакомпаний может заметно сократиться, не выдержав противостояния с зарубежными конкурентами. 
 

- Никакой пользы от входа иностранных лоукостеров я не вижу, - говорит Роман Гусаров, - И вообще считаю это вредным и необдуманным решением наших чиновников. Европейские компании, придя на российскую почву, поймут, что по своим тарифам летать здесь они не смогут. Экономить не на чем, и чтобы откусить кусок рынка им придется демпинговать. А так как многие лоукостеры входят в крупные авиационные холдинги, то они могут долго подпитываться «материнскими» компаниями, и, соответственно, долго сдерживать низкие тарифы на российском рынке. Причем демпинговать до тех пор, пока их российские конкуренты не разорятся. Пройдет пара лет, во время которых россияне смогут летать за копейки, а потом цены бывших лоукостеров снова поползут вверх и вернуться на привычный  уровень. И ничего собственно не изменится. 

Также в рубрике