USD: 63.5653
EUR: 70.4558

Кидекша: Основное

Древнюю Кидекшу и ее памятники архитектуры можно назвать «невезучими»

Фото: Фотобанк Лори

Кидекша: Основное
Древнюю Кидекшу и ее памятники архитектуры можно назвать «невезучими». Кидекша оказалась вдали от туристических маршрутов Золотого Кольца именно из-за своей близости к городу-музею Суздалю. «О Кидекше вроде знают, но турбюро туда не возят. Проще показать в Суздале собор Рождества Богородицы, Спасо-Евфимиев монастырь — вот и день заполнили, на автобус больше тратиться не надо. А чтобы еще в Кидекшу за 5 километров ехать, где ни паркинга, ни инфраструктуры — зачем им это?», — сетует историк архитектуры, профессор Сергей Заграевский в интервью нашим корреспондентам.
 
Русь забыла Кидекшу еще в XIV веке. Кто знает — может, потому и сохранились до наших дней и само село, и все его удивительные памятники архитектуры. Однако из всех исторических мест и памятников, находящихся на территории Владимиро-Суздальского музея-заповедника, состояние Кидекши самое плачевное. Но не печальное — туристы здесь бывают. Как правило, это подлинные ценители истории, архитектуры и пейзажной фотографии.
 
Потому что Кидекша — уникальна. Именно здесь находится древнейший сохранившийся храм Северо-Восточной Руси, церковь Бориса и Глеба, построенная в 1152 году Юрием Долгоруким. Вокруг нее за несколько веков сложился удивительно гармоничный архитектурный ансамбль, включающий церковь Св. Стефана 1780 года, Святые ворота и «падающую» шатровую колокольню.
 
«Через Кидекшу проходит старинная дорога, ведущая в Городец. Это древнейший путь, давным-давно соединявший Владимирское и Суздальское княжества. Его возраст превышает 800 лет. Интересно, что эту дорогу можно проследить до сих пор — местами она даже заасфальтирована. Путь начинается на центральной площади Кидекши и уходит на восток, в сторону Чкаловска, Палеха и Коврова», — рассказал корреспондентам Strana.ru краевед, профессор нижегородского университета Николай Морохин.
 
Кидекша стоит на берегу речки Нерль, рядом течет Каменка, вокруг — бескрайние поля (как-никак, самый центр Ополья). Здесь очень красиво и летом, и в начале золотой осени, и снежной зимой.
 
Важно
В селе нет никакой туристической инфраструктуры. Ближайшие кафе и гостиницы — в Суздале. Уличного освещения здесь тоже нет, поэтому советуем выехать из Кидекши до наступления вечера.
 
История, легенды и факты
Статус древней Кидекши не вызывает сомнений у любителей (весьма распространена версия, что здесь находилась княжеская резиденция Юрия Долгорукого), однако продолжает вызывать споры в профессиональной среде. «Что такое Кидекша? Резиденция ли это Юрия Долгорукого? Это большой город, или это маленький город, или селище? Масштабных археологических работ за всю историю не было. Хотя копать можно, Патриархия и заповедник разрешают. Но это никому не нужно, серьезно к вопросу никто не подходит. Хотя от этих раскопок зависит главный вопрос: все-таки, что такое Кидекша? Очень много вопросов...» (из интервью с С.В.Заграевским)
 
Лишь несколько фактов из истории Кидекши можно считать неопровержимыми. Древнее финно-угорское село Кидекша стояло на пересечении важнейших торговых путей — реки Нерли, ведшей к Клязьме, и реки Каменки, на которой стоял Суздаль. Следует упомянуть, что в древней Руси именно водные пути были основными для торговли и быстрого перемещения между населенными пунктами.
 
Река Каменка и дала Кидекше ее название. Со всех финно-угорских языков слово «Кидекша» переводится как «Каменка». «В мерянском и родственном ему марийском языках корень слова «Ки/кю» означает «камень». В старых рукописях это название встречается в форме «Китешка», а его мы вправе понимать как форму направительного падежа — «к камням». Так что можно уверенно сказать, что название села действительно связано с рекой, в месте впадения которой в реку Нерль оно и расположено: дно Каменки и в самом деле… каменистое», — рассказал краевед, профессор Николай Морохин.
 
Кстати, Владимирская региональная общественная организация финно-угорских народов носит название «Кидекша». На территории области приживают не менее 7 тысяч современных представителей финно-угорских народов: мордва, удмурты, марийцы, коми, карелы, финны, а также ханты, манси, эстонцы…
 
Но вернемся к древней истории. Достоверно известно, что в 1152 году в Кидекше был построен один из первых дошедших до нас каменных храмов Северо-Восточной Руси — церковь Бориса и Глеба. Это лишнее подтверждение того факта, что само поселение существовало на этом месте задолго до постройки церкви и имело важное стратегическое и торговое значение.
 
Достоверно известно, что Кидекша подверглась разорению при нашествии монголов, но уже в 1239 году была восстановлена (во всяком случае, была отремонтирована и вновь освящена Борисоглебская церковь, следовательно — в XIII веке Кидекша еще не потеряла своего значения).
 
Достоверно известно, что в «Списке русских городов дальних и ближних» XIV–XV веков Кидекша уже не значится — скорее всего, это связано с общим ухудшением экономической обстановки. Жители начали переселяться в соседний Суздаль.
 
Но в отношении Кидекши загадки и версии гораздо интереснее достоверных фактов. Еще в середине ХХ века исследования А.Д.Варганова открыли на огородах к северо-западу от Борисоглебской церкви остатки крепостных валов. Ясно, что церковь Бориса и Глеба находилась на территории крепости. Но что это была за крепость?
 
В своей работе «Вопросы датировки и статуса церкви Бориса и Глеба в Кидекше» профессор С.В.Заграевский делает очень любопытные умозаключения об историческом значении Кидекши в XI-XII веках. Попробуем собрать некую общую картину.
 
По мнению С.В.Заграевского, в домонгольское время Кидекша была скорее полноценным городом (с постоянным населением, самоуправлением, торговлей, ремеслами, дружиной, посадом и пр.), нежели укрепленной княжеской резиденцией.
 
Один из источников, косвенно подтверждающих эту версию, — «Степенная книга» XVI века. «И на реце на Нерли в Кидекши близь города Сужьдали постави (князь Юрий) церковь камену же во имя святых мученик Бориса и Глеба, идеже бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома». Именно эта цитата из Степенной книги положила начало легенде о Кидекше как о месте встречи будущих страстотерпцев, первых русских святых князей Бориса и Глеба.
 
Но если задуматься — встреча братьев произошла в самом начале XI века, и вряд ли ехавшие с разных концов Северо-Восточной Руси князья встретились просто посреди леса: о встрече они наверняка условились заранее, и, вероятно, встреча была назначена в городе (как минимум, крепости).
 
В пользу «полноценности» Кидекши как города и его существования задолго до постройки в нем в 1152 году церкви Бориса и Глеба говорят и другие соображения.
 
Кидекша находится не к западу, а к востоку от Суздаля — в свое время именно с востока грозили враждебные Руси волжские болгары. Если бы Кидекша была небольшой укрепленной княжеской резиденцией, то князь мог бы попасть в ней в «ловушку» в случае внезапного нападения противника. А наличие у слияния Нерли и Каменки в качестве суздальского форпоста «полноценного» города вполне обосновано.
 
С.В.Заграевский полагает, что суздальский двор Юрия Долгорукого находился внутри городских стен Суздаля, около современной церкви Успения. Был у Долгорукого двор и во Владимире. Нужен ли был князю в дополнение к этим близкорасположенным дворам еще один — в Кидекше — вопрос спорный.
 
В Кидекше наверняка был небольшой двор сына Долгорукого, удельного князя Бориса Юрьевича, но вряд ли Долгорукий стал бы строить большую (и очень дорогую) белокаменную церковь на дворе одного из своих многочисленных сыновей. Следовательно, гораздо более вероятно, что церковь Бориса и Глеба изначально строилась как главный городской храм.
 
Таким образом, все обломки колонн, балясин и плинфы, найденные при раскопках вокруг Борисоглебской церкви в XIX–XX веках, могут относиться к любым городским постройкам.
 

Чтобы получить больше информации в подтверждение (или опровержение) этой гипотезы, нужны масштабные археологические исследования, которых Кидекша до сих пор не дождалась…

Источник: strana.ru

Также в рубрике
В Думе и Совфеде поддержали идею сделать 31 декабря выходным днем
 0