USD: 63.8881
EUR: 70.4111

Электричка не средство передвижения, а роскошь

В числе приоритетов правительства РФ - приватизация госкомпаний

Текст: Игорь Анин, Петр Канардов
Электричка не средство передвижения, а роскошь
ТЕАТР АБСУРДА
В числе приоритетов правительства РФ - приватизация госкомпаний. От их продажи частным владельцам государство в ближайшие три года рассчитывает получить 1 трлн рублей.  
 
К 2016 г. полностью или частично планируется приватизировать такие гиганты, как Банк ВТБ, РОСНАНО, «Аэрофлот», Уралвагонзавод и РЖД. Нельзя сказать, чтобы мы были довольны качеством работы железнодорожного транспорта. Но станет ли лучше, когда он перейдет в частные руки? 
 
- Сегодня много говорится о том, что более эффективным собственником является не государство, а бизнес. И это правильно! Но только в тех случаях, когда речь идет не о социально значимых объектах и не о естественных монополиях, - говорит председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов. - Российские железные дороги - это как раз тот самый случай. Я считаю, что надо приватизировать небольшой пакет акций ОАО «РЖД». У государства должен остаться блокирующий. Это когда 75% акций компании и плюс еще 1 акция. Снижение доли государственного участия в капитале компании такого уровня создаст колоссальные системные риски. 
 
- Всех волнуют тарифы. Есть ли какие-то ограничители на пути их роста? 
 
- Инвестиционная программа ОАО «РЖД» может формироваться из двух источников - тарифы и государственные субсидии. На сегодняшний день неясно, из каких именно источников будет финансироваться развитие железнодорожной инфраструктуры. Согласно действующему законодательству, рост тарифа на перевозки по железнодорожным путям ограничен 7%. И этот лимит существенно меньше роста цен на электроэнергию. В то же время неконтролируемо - более чем на 20% - растут тарифы на использование вагонов, которые на сегодняшний день находятся в собственности частных компаний. 
 
В частных руках, точнее в руках миллиардера Владимира Лисина, оказалась и самая доходная «дочка» РЖД - ОАО «Первая грузовая компания» (ее доля в объеме грузоперевозок превышает 20%). Структуры Лисина выложили за эту компанию в два присеста 175,5 млрд рублей. Не так уж и много, если учесть, что только в прошлом году выручка «Первой грузовой» составила более 117 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2010 г. на 13%. Перевозка грузов высокодоходна в отличие от перевозки пассажиров. Получается, РЖД лишили самих себя лакомого куска. Хотя логичнее было бы прибыль от грузоперевозок направлять на собственное развитие, а не решать эту проблему за счет повышения тарифов. Глава РЖД Владимир Якунин пригрозил также сократить 230 поездов дальнего следования из-за нехватки средств. Ранее компания уже объявляла о возможном росте цен на плацкарт с 2013 г. на 60%, а также об отмене льготного проезда для учащихся. 
 
- Льготникам недофинансируется 6 млрд рублей на проезд в плацкартных и общих вагонах. В федеральном бюджете на 2013 г. снижены вдвое расходы на компенсацию тарифа - до 15 млрд рублей, - говорит Сергей Гаврилов. - Отказ государства от субсидирования железнодорожного пассажирского транспорта существенно увеличит нагрузку на бюджет малообеспеченной группы граждан и приведет к значительному росту социальной напряженности. Отказ от софинансирования с 2014 г. может привести к тому, что тарифы на пригородные электрички увеличатся минимум на 75%, а в отдельных регионах - даже в 10 раз. На наш взгляд, необходимо восстановить финансирование этих социальных задач. 
 

Однако, похоже, правительство настроено решительно. «Мы должны подумать над тем, чтобы перестать дотировать пригородные перевозки», - заявил Дмитрий Медведев на совещании с руководством РЖД в августе этого года. Уж не хочет ли государство переложить решение вопроса на очередного частного собственника? В таком случае массовый протест власти обеспечен. Решать социальные вопросы наши капиталисты не большие охотники.

Источник: Мир Новостей

Также в рубрике