USD: 63.8530
EUR: 70.4235

Почему умирают туристические клубы

В начале октября приказал долго жить один из старейших в Москве турклубов

Текст: Дмитрий Ермаков
Почему умирают туристические клубы
В начале октября приказал долго жить один из старейших в Москве турклубов -  «Плющиха». Помещение опечатано, последний выездной слет состоится в конце месяца. Это еще раз доказало, что спортивный туризм и его альма-матер — система популярных в советское время турклубов – находится в состоянии упадка. «Российский туризм» выяснял, почему так происходит.
 
 
Последний день «Плющихи»
 
Туристические клубы в стране закрываются один за другим. Не миновала эта участь и многомиллионную Москву.  Если на закате СССР в столице работали 33 районных клуба, несколько межрайонных и общегородской, то сейчас их число  можно посчитать по пальцам. «Плющиха» была одним из немногих.
 
Правда, если бы участники клуба могли себе позволить оплатить дорогую аренду, помещение оставили бы в покое. Но еще два года назад, рассказывает «Российскому туризму» член правления клуба Алексей Ярошевский, суд постановил: выселить. «Спасибо хотя бы на том, что подарили нам эти два года», — иронизирует собеседник. Однако за этот срок новой крыши над головой так и не нашли: получить помещение на аналогичных условиях, что и раньше (оплата только коммунальных услуг) в Москве сейчас практически невозможно.
 
Точнее, в теории возможно: московское законодательство позволяет организации использовать помещение бесплатно, если она документально подтверждает свою социальную направленность. На практике же обращения в мэрию не помогают. Как рассказал «Российскому туризму» член президиума Федерации спортивного туризма Москвы Евгений Нижниковский, столичный департамент имущества отвечает на многочисленные запросы отписками.
 
 
Каждый сам за себя
 
Государство, жалуются наши собеседники, помогать турклубам не хочет в принципе: ведь к системе спортивного туризма оно сейчас имеет лишь формальное отношение.  Последним в Москве клубом, когда-то входившим в  советскую систему, была та самая «Плющиха». Даже финансирование ее до поры до времени велось профсоюзами, пока такая практика не канула в лету. 
 
Сейчас туристам чаще всего приходится платить самим за себя. Есть, правда, в Москве и турклубы, существующие за счет спонсоров, но таких единицы. Особняком стоят бесплатные или условно платные турклубы при вузах. Впрочем, к университетам они на бумаге не относятся и держатся на энтузиазме бывших студентов или преподавателей, которым удалось договориться об использовании помещений в обмен на проведение, например, спортивных секций. 
 
Даже московский городской турклуб сегодня финансируется не государством, а из кармана той же Федерации спортивного туризма. По крайней мере, так утверждают ее представители.  
 
 
Возможен ли новый формат?
 
Почему же в наше высокотехнологичное время роль связующего звена для спортивных туристов не играют интернет-площадки? Ответ прост: раз речь о спорте, значит нужны тренировки, инструктаж, изучение снаряжения и оборудования. А как же иначе, например, в альпинизме? Так что интернет интернетом, но хотя бы время от времени встречи туристов с инструкторами нужны и в реальном мире. Но возможно ли в такой ситуации обойтись разовой арендой и сэкономить деньги участников?
 
— Для того, чтобы каждый раз оформлять аренду на один-два дня, клубу нужен «штатник» на окладе. А деньги мы платить не можем, ведь клуб не является коммерческой структурой, — объясняет руководитель московского турклуба «Вестра» Алексей Никоноров. — Нехитрые расчеты показывают, что на сотрудника пришлось бы потратить те же полмиллиона рублей в год, которые мы платим за постоянную аренду помещения.
 
Но поставить спортивный туризм на коммерческие рельсы было бы неплохо, считает при этом Никоноров. Правда, признает он и сложность такого начинания: сейчас люди, которые знают, что такое спортивный туризм, в силу советской закалки плохо знают, что такое коммерция. Им уже за пятьдесят, а новых энтузиастов, организующих клубы, пока не появилось.
 
Привлекать не только лозунгами
 
Тем не менее, собеседники «Российского туризма» отмечают, что, пусть число любителей походного туризма сейчас примерно в десять раз уступает советским показателям, по сравнению с 90-ми их число выросло. Счет идет, по оценке Алексея Ярошевского, на десятки тысяч, и новая кровь вливается за счет молодых. Это значит, что новые энтузиасты появиться могут.
 
Государство, правда, не помогает и здесь: в частности, сетует Ярошевский, профильное министерство не признает маршрутный туризм полноценным видом спорта, что явно отсекает часть интересующихся.
 
— Конечно, одними лозунгами сейчас никого не привлечь в походы. К тому же сейчас, в отличие от советского времени, очень просто купить путевку и поехать смотреть необъятный мир, — рассуждает он. — Но вот пример: большинство жителей Германии и Австрии — члены альпинистских клубов. Не все они ходят в горы, но взносы платят. А членство существенно понижает стоимость билетов по Европе. Хорошая схема, не правда ли?
Также в рубрике