USD: 62.5544
EUR: 69.8608

В Сибири приветствуют нашествие китайцев

Сибирские регионы России хотят сделать ставку на туристов из Азии. 

Текст: Дмитрий Ермаков
Фото: news.mail.ru

В Сибири приветствуют нашествие китайцев
Сибирские регионы России хотят сделать ставку на туристов из Азии. Оно и понятно –  жители развитых азиатских стран (Японии, Кореи) давно известны как заядлые туристы, китайцы тоже богатеют и все чаще выезжают отдохнуть в другие страны. Но при этом в Россию они едут мало, а в сибирские и дальневосточные регионы, которые у них под боком – еще меньше.
 
Один лишь пример – в это году за рубеж туристами выедут 77 миллионов китайцев, сообщает агентство «Синьхуа». А до России «доедут» в лучшем случае 230 тысяч (если исходить из того, что за первые полгода в Россию заехало 112 тысяч китайских туристов). Остальные предпочтут другие страны. 
 
С другими азиатскими странами еще хуже. За полгода Россию посетили лишь 17 тысяч туристов из Южной Кореи, 15 тысяч - из Японии,  5 тысяч - из Таиланда, а, например, из Сингапура – 0. Причем чаще они едут в Москву и Санкт-Петербург. В Сибирь же, как ни странно, чуть охотнее едут из Европы и США, хотя этим туристам добираться туда намного сложнее.  
 
Неудивительно, что сибирские регионы решили рекламироваться в Азии. В ноябре они приняли участие в профессиональной туристической выставке ITB Asia-2012 в Сингапуре. Объединенный стенд под вывеской Siberia собрал представителей Новосибирской и Иркутской областей, Красноярского края, Хакасии и Бурятии. 
 
Руководитель отдела приема этой компании Олеся Варнавиду сообщила журналистам, что за время работы выставки ее участникам удалось привлечь более 100 потенциальных партнеров из Юго-Восточной Азии. Но превратится ли их интерес в реальные контракты? Спустя две недели после окончания выставки «Российский туризм» поинтересовался ходом переговоров у Олеси Варнавиду. Она сообщила, что подписанные контракты есть, однако пока не стала называть их число.
 
Между тем, еще в 2010-м году тогдашний глава Минрегиона Виктор Басаргин заявил, что к 2020-му году Сибирь ежегодно будут посещать не менее миллиона гостей.  И напомнил, что  в Сибири создаются особые экономические зоны туристической направленности — в Республике Алтай, Алтайском крае, Бурятии и Иркутской области. Прошло два года, в упомянутые проекты вливаются огромные деньги, но ни туристических зон, ни собственно туристов намного больше не стало.
 
На фоне многомиллиардных ОЭЗ порой мелькают, и даже привлекают к себе внимание, скромные рекламные акции отдельных административных единиц Сибири. Вот, например, для привлечения туристов из КНР Красноярский край выпустил специальный туристический каталог достопримечательностей региона на китайском языке. В ноябре его презентовали в Шанхае на крупнейшей в Азии туристической вставке China International Travel Mart (CITM).  
 
Идея, может, и хорошая, особенно в силу дефицита материалов о Сибири на азиатских языках. Но крупные российские туроператоры считают: каталоги, тем более, бумажные, уже устарели как рекламный носитель. Для производящего миллионы гаджетов Китая была бы эффективнее реклама в интернете. На такие «электронные рельсы» сейчас переходит даже небольшая Кострома, и непонятно, что мешает сделать то же самое гигантской Сибири. Или, хотя бы, отдельным ее регионам. 
 
Впрочем, участники выставки ITB Asia сообщили «Российскому туризму», что на следующий год интернет-проект уже запланированы. Кроме того, объединенный сибирский стенд снова поедет в Сингапур, а также Пекин. Член координационного совета по продвижению Новосибирска при мэрии города Виктор Данн считает, что главная проблема туристического продвижения и Сибири, и Росси в целом - разрозненность регионов, отсутствие взаимодействия власти и бизнеса: каждый сам по себе, и зарабатывает как может. «Но Россия слишком велика и неоднородна, чтобы все валить в кучу. Поэтому я считаю правильным принцип объединения территорий с учетом географического положения, природных условий, транспортной логистики, и на основе этого - формирования межрегионального туристического продукта, - говорит он. - Кооперация административных, организационных и финансовых ресурсов регионов, объединенные действия власти и бизнеса - это, пожалуй единственная возможность сделать прорыв на зарубежных рынках, возможность быть услышанными».  
 
Однако, как показывает опыт и Европы, и той же Азии, внутрироссийской кооперации в области туризма недостаточно. А вот крупные международные проекты, в которые была бы вовлечена Сибирь, могли бы привлечь массу отдыхающих. Но таких проектов нет — по крайней мере, по итогам сингапурской выставки не прозвучало ни одного официального заявления на этот счет. 
 
Растиражированный в прессе «Великий Чайный путь», объединивший прошедшим летом Бурятию, Монголию и Китай, оказался интересным, но разовым проектом. 
 
Впрочем, никакая бюрократия, конечно, не остановит поток туристов из Азии, если его возникновению поспособствует правильная и современная реклама. Но остановить его может суровая правда жизни. А она такова, что сейчас прямой авиаперевозки между городами Сибири и Юго-Восточной Азией практически нет. Отчасти спасает ситуацию недавно запущенный рейс S7 Airlines из Новосибирска в Гонконг, крупный стыковочный хаб. Есть возможность делать пересадки и в Пекине. Но этого недостаточно, считают сибирские туроператоры. Кроме прочего, туристы из Азии хотят смотреть не Новосибирск, а расположенные на большом расстоянии от него Байкал и Алтай.  Им, безусловно, удобнее рейсы в Иркутск, Барнаул и Улан-Удэ. А это, если лететь из того же Сингапура, как минимум две стыковки.
 
Не хватает в крупных городах Сибири и гостиниц экономкласса: местные девелоперы   делают ставку на бизнес-туристов. В последнее время в Новосибирске и ряде других городов начали появляться хостелы, но, как и четырехзвездочный «люкс», койка в многоместной комнате придется по душе далеко не всем. Впрочем, как и отсутствие элементарной туристской инфраструктуры вплоть до указателей на английском - это беда почти всей России.
Также в рубрике
В Думе и Совфеде поддержали идею сделать 31 декабря выходным днем
 0