Покушение на Родину-мать
В Волгограде чиновники мэрии объявили конкурс на новый туристический бренд.
07 декабря 2012 | События
Текст: Евгений Рожков
Фото: blog510.com
Фото: blog510.com
В Волгограда разгорелся скандал. Местные чиновники мэрии объявили конкурс на новый туристический бренд, однако другие чиновники, рангом повыше увидели в этом кощунство, заявив, что в Волгограде один символ и это скульптура «Родина мать – зовет!»». «Российский туризм» решил разобраться, почему в городе на Волге мешают теплое с мягким - бренд и символ.
Преступление и наказание
История эта началась в сентябре, когда мэрия Волгограда, в частности департамент по зарубежным связям, объявил конкурс на создание туристического бренда и слогана. Цель – привлечь внимание туристов к другим турнаправлениям города, помимо патриотического. Конкурс предполагался, как народный, отклика ждали от простых волгоградцев. Прием заявок закончился 19 октября, но ни одного варианта бренда или слогана на конкурс в мэрию так и не поступило.
Данная затея так бы и почила в бозе, затерлась другими информационными поводами, однако местные чиновники из администрации области и члены партии «Единая Россия» вдруг разглядели в неудавшемся конкурсе покушение на самый святой символ Волгограда – памятник «Родина-мать зовет», который уже ни одно десятилетие присутствует на гербе Волгоградской области.
- Безусловно, развивать различные виды туризма необходимо, мы этим и занимаемся, но большей глупости, чем отказаться от Родины-матери как от бренда Волгограда, представить сложно, - цитирует «Российская газета» директора областного Агентства развития туризма Майю Власову. - Как Париж у всех ассоциируется с Эйфелевой башней, хотя в нем есть и Лувр, и Елисейские Поля, и Триумфальная арка, так и Волгоград - со скульптурой Родины-матери. У нас, как и в любом городе, масса достопримечательностей.
Но хотим мы этого или нет, патриотика была и остается нашей главной темой.
Очень многие жители Волгограда поддержали это мнение, посчитав, что организаторы конкурса "покусились на святое". Впрочем, они вряд ли понимают, что такое бренд, зачем он нужен и чем бренд отличается от символа. Отметился в осуждение организаторов конкурса секретарь регионального отделения «Единой России» Владимир Ефимов.
- Монумент «Родина мать – зовет!» стал не только символом мужества, но и своего рода брендом Волгоградской области, – сказал единорос, – Непонятно, зачем и почему кому-то понадобилось перечеркивать историю. Временщики, желающие удержаться в своих креслах любой ценой, пытаются прославиться сомнительными инициативами. Вместо того чтобы решать хозяйственные и экономические проблемы, которых сейчас предостаточно, временные власти фонтанируют идеями.
Во временной администрации города (сейчас здесь управляет и.о. обязанности сити-менеджера Владимир Собакарь) пытались объяснить общественности, что мэрию неправильно поняли, но в областной администрации и в партии явно жаждали «крови». Поэтому пришлось наказать бестолковых организаторов: троим вынесли выговор, а одного уволили.
Символ vs Бренд
Если внимательно прочитать все, что наболтали чиновники и партийцы, становится понятно, что эти люди не понимают, чем бренд отличается от символа. В их головах монумент «Родина-мать зовет» с успехом заменяет и то, и другое. И весь пафос их гневных заявлений направлен не на защиту монумента, а на обычное разжигание скандала на пустом месте, чтобы скомпрометировать действия мэрии и получить долю политических дивидендов. Так, по крайней мере, считает специалист по геомаркетингу, краевед Анна Степнова:
- В этой ситуации сошлось несколько факторов. Конечно, сам конкурс, который изначально затевался, как большая глупость. И второй фактор – это стремление членов «Единой России» набрать на скандале политических очков, сыграть на популизме в преддверии партийной конференция. А, по сути, вся затея с конкурсом выеденного яйца не стоит. Никому это не угрожало, никто не покушался на главный символ города. Горожане, верно решив, что чиновники просто валяют дурака, не подавали заявки. Скандал был раздут искусственно, это совершенно точно.
Впрочем, вопрос о необходимости городского бренда остался. Нужен ли он Волгограду? Или другому российскому городу? Сейчас то и дело, власти из разных концов России заявляют о выделение средств на создание бренда для города, однако никаких заметных и интересных результатов пока никто не видел. В чем проблема?
- Брэндинг, как и маркетинг территории – это производное от стратегии регионального развития, - рассказывает Анна Степнова. - Это определение своего места в межрегиональном и международном разделении труда, это уникальное торговое предложение от региона. Кто мы, чем отличаемся от других, что умеем делать лучше всех. Только на эту основу можно накрутить всякие слоганы, картинки и так далее. Ясно, что «народным» конкурсом такие проблемы не решаются. Если регион не имеет стратегии регионального развития, то нет смысла заниматься созданием бренда, он просто ни будет иметь под собой какой-либо основы. У нас была попытка сделать Волгоград столицей российского патриотизма. Но те, кто взялся работать над этим, действовали непрофессионально. К тому же ушел с поста губернатор, который двигал эту тему.
А вот с символами города дела обстоят проще.
- Символика – это образы, с которыми можно ассоциировать конкретную территорию. Это и люди, и песни, и растения, и животные – что угодно, вызывающее ассоциацию с конкретным местом, - продолжает Анна Степнова. - Воронеж – родина и пристанище многих великих писателей: Бунин, Никитин, Мандельштам, Платонов, Троепольский. Но на сувенирах хорошо смотрится котенок с улицы Лизюкова, а еще – конь «с яйцами» из гостиницы «Яр». Почему-то никому не приходит в голову сказать, что родине Бунина и Никитина не к лицу играть с котятами и уж тем более с похабными конями. У Парижа помимо Эйфелевой башни и Нотр-Дам-де-Пари есть еще и chat noir – черная кошка. Ульяновску мало Ленина – завели себе еще и колобка. И только волгоградцам почему-то велено обходиться одним символом. Причем таким, который нельзя трогать руками, играть с ним, мастерить из него сувениры.
Также в рубрике
Отель Rosa Springs под управлением «Васта Отель Менеджмент» прошел классификацию и получил высшую категорию
0
На берегу Эгейского моря в турецком курортном городе Кушадасы состоялся финал 35-го международного конкурса красоты "Принцесса Вселенной»
0