USD: 64.0144
EUR: 70.9023

Цены - в горы!

Отдых на горнолыжных курортах России сравнялся по цене с отдыхом в Альпах. 

Текст: Дмитрий Ермаков
Фото: avtodartur.r

Цены - в горы!

Отдых на горнолыжных курортах России сравнялся по цене с отдыхом в Альпах. Такие данные недавно привел в своем исследовании сервис онлайн-бронирования отелей Oktogo.ru. «Российский туризм» вместе со специалистами разбирался, так ли это на самом деле, и кто выиграет в этой конкурентной борьбе.

Вопрос конкурентоспособности с европейскими курортами – действительно один из самых важных для российской индустрии зимнего отдыха. Это сейчас горнолыжных курортов в России еще относительно немного. Однако, каждый год открываются новые курорты и за Уралом и на Кавказе и на Черноморском побережье. В сверхамбициозных планах создателей туристического кластера на Северном Кавказе и вовсе звучат цифры в 5-10 миллионов туристов в год. Но чтобы привлечь такое количество любителей горных лыж, безусловно, нужны сильные стимулы. Кроме уникальных гор, это должно быть и качество обслуживания и ценовая политика. 

Российские курорты: своя ниша и «шаговая» доступность

Первая причина, по которой российские горнолыжные курорты пока могут позволить себе цены, сопоставимые с европейскими – отсутствие серьезной конкуренции. 

Во-первых, это касается курортов «местного значения», рассчитанных, прежде всего на жителей ближайших регионов. Такими, к примеру, можно считать курорты Абзаково и Банное на Урале, гору Зеленая в Горной Шории, Кировск в Хибинах. Горы здесь не настолько высокие, чтобы заинтересовать очень опытных горнолыжников (хотя на некоторых курортах перепад высот на трассах и достигает 300 метров). Кроме того, территориальная удаленность и цены на авиабилеты мешают тому, чтобы сюда массово летели жители Европейской части России да и собственно европейских стран. 

Поэтому туда едут кататься в основном местные жители на уикэнды. У жителей столицы для аналогичных целей есть подмосковные курорты вроде Волена и Сорочан. Плюс таких курортов — «шаговая» доступность и значит, минимальные траты на дорогу. 

С другой стороны, существующие кавказские курорты – на Домбае и в Приэльбрусье – в силу сложности трасс интересны, прежде всего, не «чайникам» а продвинутым горнолыжникам. На Эльбрусе стартовая точка катания находится на высоте целых 4100 м — выше, чем в Альпах. Это привлекает очень многих любителей горных лыж. И объясняет ситуацию с сервисом. «Зачем что-то менять, если все равно едут?» — рассуждает сотрудник одной из домбайских гостиниц. О том же говорит и Сергей Ромашкин, генеральный директор турфирмы «Дельфин» — человек очень неравнодушный к горным лыжам. 
 
— У меня есть один друг-горнолыжник. Я его спрашиваю: «Зачем ездишь каждый год на Чегет?». Он: «Чегет — это гора, на которой ты каждый раз учишься кататься заново. Меняются обледенение и снежный покров».
 

Получается, для многих, поездка на Чегет – это в первую очередь даже не об отдыхе - а об испытании тела и духа. Удовольствие не для всех, но любителей хватает. Тем более что и номерной фонд и на Домбае, и в Приэльбрусье невелик. И заполняемость гостиниц отличная. На новогодние праздники так и вовсе распродаются все места.  

«Профессионалов» не смущает даже неспокойная обстановка на Кавказе и уровень сервиса: основная часть санаториев и гостиниц не реставрировалась с советских времен.

— Нельзя сказать, что курорты нашей страны рассчитаны лишь на менее обеспеченных клиентов. Просто туда  можно поехать даже на выходные. Люди не привязаны жестко к датам вылета, и это дает определенную гибкость, — резюмирует плюсы российских курортов Наталья Гаскарова, представитель турфирмы «Русский Экспресс». 

На большую доступность российских курортов обращает внимание и Сергей Ромашкин. Он, утверждает, что ему случалось добираться от дверей собственного дома (правда, живет он недалеко от Шереметьево) до склонов (!) Красной Поляны за 5 часов. Альпы же — минимум 12 часов. 
 
Дороговизна — фактор временный
 
Где катание сейчас действительно обойдется дороже, чем на других российских горнолыжных курортах, так это на «пафосной» Красной Поляне. И хотя горы там проще, чем в Альпах, а построенные подъемники пока не связаны между собой, как в Европе, — цены вполне альпийские. Но любимый горнолыжный курорт Владимира Путина пока тяжело назвать сверхпопулярным — местные профессионалы турбизнеса считают, что обеспечить нормальный поток отдыхающих получится только после Олимпиады. 
 
Сейчас на Красной Поляне уже второй год проводится «обкатка» трамплинов и трасс перед событием 2014 года. Параллельно открылись несколько брендовых сетевых отелей, в том числе Radisson, Tulip Inn, Heliopark. Но из-за проведения тестовых соревнований эти гостиницы заполнены  спортсменами, а не туристами, которым часто оказывается даже негде кататься. 
 
— График соревнований плотный, в прошлом году было то же самое, и отдыхающие это видели. А 80% других отелей задействованы под строителей, которые живут в номерах, наиболее доступных по цене, — рассказывает Александра Сердюченко, директор местной компании «Аэлита-Сочи». — У туристов складывается закономерное ощущение, что их пока здесь не ждут.
 
При этом участники туристического бизнеса в один голос уверяют, что уже сейчас ряд горнолыжных объектов Красной Поляны, в первую очередь управляемый французами комплекс «Роза Хутор», не уступают западным конкурентам. Остается надеяться, что цены на Красную Поляну снизятся после Олимпиады. 
 
— К этому времени уже будут открыты все трассы, построены все гостиницы, расширена инфраструктура курорта, и отели будут вынуждены снизить цены для того, чтобы обеспечить приемлемую заполняемость, — считает Наталья Гаскарова.
 
А может, высокие цены – миф?
 
Впрочем, некоторые участники рынка и вовсе оспаривают выводы исследования Oktogo.ru. Дело в том, что оно строилось на сравнении исключительно цены проживания в гостиницах. Авторы исследования приводили такие, например, факты: двухместный номер в гостинице горнолыжного комплекса «Мраткино» на Южном Урале в начале декабря обходился в 2300 тысяч рублей за ночь. На курорте «Гора Соболиная» в Байкальске Иркутской области можно было поселится лишь за 2900 в сутки, а в гостиницах комплекса «Милая гора» в Плесе Ивановской области — за 3 тысячи рублей в сутки. За такие деньги, отмечалось в исследовании, в тот же период вполне можно было найти номера на популярных альпийских курортах. Например, в швейцарском Церматте, австрийском Санкт-Антоне или в итальянской Червинии. 
Но корреспондент «Российского туризма» вместе с гендиректором турфирмы «Дельфин» Сергеем Ромашкиным, изучив сегодняшний уровень рыночных цен, пришли к выводу: если посчитать весь бюджет поездки, то есть проживание, перелет, трансфер и сопутствующие услуги, и сравнить те же кавказские курорты со странами «альпийской четверки», разница получается не в пользу последней. Так, первая январская неделя во Франции, причем не в Куршевеле, а где-нибудь попроще, обошлась одному человеку в сумму порядка 2000 евро, а в Домбае — в полтора раза дешевле.
 
К тому же, напоминает нашему корреспонденту один из отельеров Домбая, бывали случаи, когда из-за плохой загрузки цены на проживание падали с 1500-2000 до 500 рублей за ночь. «Нам такие скидки, конечно, невыгодны — сезон короткий, летом почти все гостиницы закрыты. Но деваться некуда: нет у нас средств на крепкую раскрутку», — признается отельер. 
 
К раскрутке, кстати, относятся не только промо-акции типа раннего бронирования, о которых на Кавказе, такое ощущение, до сих пор не знают. Но и создание развлекательной атмосферы для гостей курортов: на альпийских склонах apres-ski (собирательный термин, включающий в себя кафе-бары, боулинги, сауны, клубы и прочие посиделки после катания) считается одной из главных «фишек» отдыха. Это очень сильно привлекает в Европу лыжников с семьями и детьми. 
 
На Кавказе этого мало, признаются туроператоры и представители курортов. В любом случае очевидно, что вскоре российским горнолыжным курортам придется всерьез задуматься и о улучшении уровня сервиса и о снижении цен на свои услуги. Иначе о миллионах новых туристов (а значит и о возврате многомиллиардных инвестиций) придется просто забыть. 
Также в рубрике
Он будет проходить по территории Псковской, Новгородской и Ярославской областей
 0