USD: 63.9542
EUR: 71.1299

На Балтике появится свой "Суэцкий канал". Россия против

Поляки хотят превратить Балтийскую косу в остров

Текст: Андрей Кондрашов
Фото: NASA, polska-kaliningrad.ru

На Балтике появится свой "Суэцкий канал". Россия против
Власти польского города Эльблонг хотят выкопать судоходный канал через Балтийскую косу. По проекту, его длина составит 1,1 км, а ширина 40 метров. Таким образом, город получит прямой выход в балтийское море. Сейчас коса (которую поляки, кстати, называют не Балтийской, а Вислинской) перекрывает выход из порта Эльблонга в открытое море. В результате, польские суда вынуждены делать огромный крюк и огибать косу через российский Калининградский морской канал.
 
Полякам надоели русские пограничники и таможенники
 
Но время от времени с этим возникают проблемы. Например, в 2004 году Россия перекрыла движение через канал польских туристических кораблей. Поводом стало то, что на них велась беспошлинная торговля. И получалось, что корабли с незадекларированными товарами проходили через российскую границу. Более того, от поляков, пересекающих Калининградский морской канал начали требовать наличия российской визы, хотя они вовсе не собирались сходить на берег. Ну, и наконец, на выходе из Калининградского залива расположен порт Балтийск и российская база ВМФ. Соответственно, движение всех судов контролируется военными, что полякам не нравится.
Получить "независимость" от капризов российских чиновников поляки мечтали давно.
 
Из космоса диспозиция выглядит так:
 

А вот подробная карта с расположением Эльблонга:

Единственный выход из залива контролирует Россия:

Как видим, планы муниципалитета Эльблонга не лишены смысла. Канал позволит резко сократить время до Эльблонга и грузовым судам, и пассажирским - с туристами. Впервые проект канала появился еще в 1983 году. Потом о нем вспомнили в 1991-и. Потом - в 2004. Но все время что-то мешало.

Левые "идиоты"-экологи на службе у российских интересов

"Россияне сразу стали утверждать, что Польша хочет довести ситуацию до экологической катастрофы. И как в коммунистические времена сейчас тоже с польской стороны нашли левых идиотов (так называемых экологов), которые подхватили эти аргументы", - писал в 2004 году польский журнал Wprost.

Как бы то ни было, в 2004 году "идиоты-экологи" победили, и проект заморозили. Но вот прошло 10 лет, и...

- Этот канал необходим для развития города, но, к сожалению, руководство Эльблонга слишком долго отодвигало реализацию проекта и в итоге оставило идею совсем. Произошло это потому, что министр Сикорский наверняка бы стал спрашивать мнение российской стороны по поводу канала. А они, скорее всего, были бы против, - заявил на днях депутат польского парламента Мариуш Башчак. Причем сказал он это в тот момент, когда министр иностранных дел Радослав Сикорский был с визитом в Эльблонге. 

Эльблонг хочет получить прямой доступ в Балтийское море

Сикорский и правда заявляет, что перед тем, как рыть канал, неплохо было бы посоветоваться с Россией. Однако он признал, что вопрос строительства канала уже исследуется в польском министерстве транспорта. "И не надо меня обвинять в намерении консультироваться с Россией. Правительство обязано ставить в известность соседей, если собирается реализовывать крупный проект, связанный с окружающей средой. Вместо того чтобы жаловаться на соседей, нужно попробовать подойти к делу серьёзно», — ответил Сикорский на претензии в свой адрес.

Есть ли опасность для залива?

Впрочем, официальные российские власти пока никак не реагируют на эти новости. Тревогу бьют только экологи. "Это авантюра. Непродуманная и опасная авантюра. Именно в польской акватории сосредоточены места нереста рыб. При обеспечении прохода там большегрузных судов про экологию можно забыть", - говорит активист активист организации "Зеленый патруль"Александр Ковальчук".

Кроме того, экологи опасаются, что в результате строительства волны размоют отрезанную от материка косу или разобьют ее на маленькие островки. "Коса и прилежащие морские и лагунные воды имеют исключительное значение как участок Беломорско-Балтийского миграционного пути перелетных птиц,— объяснял в свое время опасность проекта калининградский эколог Александр Королев.— На косе гнездятся 96 видов птиц. Особую ценность представляют 13 редких видов растений, включая 6 видов орхидей, одна из которых занесена в Красную книгу России". "Состав вод может измениться кардинальным образом, и в первую очередь это грозит пресноводному лещу. Сюда также приходит на нерест из Сарагасова моря балтийский угорь. Канал может уничтожить нерестилище",— говорил "Коммерсанту" научный сотрудник национального парка "Куршская коса" Олег Рыльков.

Впрочем, если власти Польши примут принципиальное решение строить канал, Россия на это повлиять никак не сможет - в конце концов, копать поляки будут свою землю, на своей части косы (Польше принадлежит 30 из 65 км).

Также в рубрике
Он будет проходить по территории Псковской, Новгородской и Ярославской областей
 0