USD: 66.2630
EUR: 73.4989

Власти не спасут пассажиров авиакомпаний-банкротов

Государство отказывается выделять деньги на эти цели в ближайшие годы

Текст: Евгений Рожков
Фото: fototelegraf.ru

Власти не спасут пассажиров авиакомпаний-банкротов
В 2015 году власти перестанут субсидировать перевозки пассажиров обанкротившихся авиакомпаний. Последний раз государству пришлось массово спасать пассажиров проблемной авиакомпании в далеком 2008 году, и видимо сейчас власти не опасаются новых банкротств – последние два года деньги на спасение брошенных авиапассажиров оказались неистраченными. 
 
Истории спасения
 
Минтранс сокращает программы субсидирования. Так, сегодня «Российский туризм» написал, что сокращается объем субсидии, выделяемой на компенсацию части стоимости билета до Калининграда. И вот еще одна новость: Минтранс сокращает расходы на компенсации за перевозку пассажиров обанкротившихся авиакомпаний. В нынешнем году из бюджета на эти деньги выделили 69,6 млн рублей, в 2014 выделят — 116 млн рублей, а вот в 2015 году средства из бюджета на эти цели не поступят. При этом  116 млн рублей на 2014 год — это неизрасходованный остаток. А в нынешнем году  выделенные средства включают в себя неизрасходованные в прошлом.
 
Впервые бюджетные средства на спасение авиапассажиров выделили после банкротства в 2008 году альянса AiRUnion, - крупного авиаперевозчика. В итоге, после краха перевозчика, тысячи клиентов AiRUnion перевезли другие российские авиакомпании. Их расходы на перевозку в дальнейшем компенсировало  государство. Аналогичный случай произошёл год спустя, когда обанкротилась авиакомпания – государство также спасало пассажиров. 
 
Спасение утопающих
 
Власти явно были недовольны таким состоянием дел, и предложили авиакомпаниям создать «фонд гарантирования исполнения договоров воздушной перевозки». То есть аналог «Турпомощи», только в сфере авиаперевозок. Перевозчики должны были скинуться на общий фонд,  деньги из которого в дальнейшем выделяли перевозчикам за перевозку клиентов обанкротившихся авиакомпаний.
 
Однако крупные отечественные авиакомпании заблокировали эту идею, так как новый сбор повлияет на окончательную цену авиабилетов, поэтому пока неизвестно, как и кто будет спасать пассажиров при банкротстве того или иного перевозчика. 
 
Отраслевые эксперты считают, что российское государство не обязано спасать пассажиров, которые сами должны выбирать надежных авиаперевозчиков. В частности, эксперты указывают на то, что во многих западных странах нет такой практики, когда из бюджета субсидируют билеты для застрявших на земле пассажиров. Обычно зарубежом компенсирует затраты только тем пассажирам, кто возвращается домой или отдельным категориям граждан. Таким образом, государство не обязано выделять из бюджета крупные суммы на спасение клиентов компаний-банкротов. 
 
Ждать ли банкротств? 
 
И все-таки: не поторопилось ли государство отказываться от своих обязательств по спасению пассажиров обанкротившихся авиакомпаний? Есть мнение, что снижение темпов экономики и рецессия, которую сегодня пророчат все кому не лень, станет причиной банкротства целой группы  небольших региональных авиакомпаний, совершающие рейсы внутри страны, в то время, как крупные игроки останутся на плаву, благодаря росту пассажиропотока заграницу. Однако смерть мелких региональных авиакомпаний не будет серьезным ударом по авиаотрасли, и не заставит государство вновь выделять огромные деньги из казны на спасение пассажиров.  Та же авиакомпания «Кубань», разорившаяся в прошлом году, не имела огромной армии оставшихся ни с чем клиентов, поэтому их до мест назначения легко перевезли крупные конкуренты «Кубани», а государство потратило на это сущие копейки. 
Также в рубрике