USD: 74.0637
EUR: 83.8105

Пассаж длиною в 115 лет

За современными яркими вывесками и рекламными конструкциями бывает сложно рассмотреть красоту исторических зданий, формировавшие облик Москвы в прошлые столетия
Пассаж длиною в 115 лет

Фото: сайт "Моспрогулка"

Одним из исключений из этого правила является Петровский пассаж на одноименной улице – этот памятник архитектуры за 115 лет своей истории внешне практически не изменился. Зато внутри здания менялось многое – в соответствии с тем, что происходило в политической и экономической жизни страны.

В середине XIX века на рынке торговой недвижимости стала происходить своеобразная революция. По всему миру стали появляться торговые пространства, которые привлекали большой поток посетителей за счет того, что магазины в этих, как мы бы сейчас сказали, торговых центрах, строились ярусами вдоль широкого прохода-галереи (пассажа) с остекленной крышей. Вместо того, чтобы обходить целый квартал, жители крупных городов частенько срезали путь через такие пассажи. Тем самым магазинам, которые находились внутри пассажей, обеспечивался дополнительный приток посетителей.

В 1848 году мировая мода долетела до России – первый торговый пассаж открылся на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Спустя полвека пассажи прочно обосновались во всех крупных российских городах. В 1893 году в сердце Москвы возле Красной площади открылся, наверное, самый известный пассаж в России – Государственный универсальный магазин (тогда он назывался Верхними торговыми рядами). А через 10 лет Вера Фирсанова, представительница знаменитой столичной купеческой династии, дала старт строительству другого знакового для исторического центра Москвы здания – Петровского пассажа.

Центр притяжения модников

Для его строительства Вера Фирсанова, семье которой принадлежали десятки доходных домов, несколько усадьб и даже знаменитые Сандуновские бани, продала два больших участка в центре города. Получив за них крупную сумму, она пригласила архитекторов Сергея Калугина и Бориса Фрейденберга (которые как раз проектировали Сандуны). Они предложили сделать здание с двумя галереями-пассажами, которые имели бы легкое световое перекрытие. Оборудовать их предполагалось тем же способом, что использовался при строительстве Верхних торговых рядов. Система перекрытий была изобретена поднаторевшими в строительстве подобных зданий инженерами из Санкт-Петербурга, на металлическом заводе Отто Крелля.

Общие затраты на строительство пассажа, занявшее три года, составили 1,5 миллиона рублей – огромные по тем временам деньги. В 1906 году Фирсановский пассаж открылся – посетителям предстали более полусотни магазинов, включая представительства самых востребованных модниками того времени торговых домов: «Маркушевич и Григорьев. Шёлковые и шерстяные ткани», «Викула Морозов, Коншин и сыновья» — поставщика Императорского двора, «Весельков и Ташин — модные материалы для дамских платьев» и других. Любопытно, что Фирсановский пассаж стал одним из первых зданий в центре Москвы с полностью электрическим освещением – благодаря тому, что ближайшая электростанция была расположена в Сандуновских банях, принадлежащих Фирсановой.

Советское время: выставка, фабрика, училище

Сразу после Октябрьской революции, в самом начале 1918 года Фирсановский пассаж был национализирован. Естественно, все магазины торговой галереи, долгие годы радовавшие столичный истеблишмент, были закрыты, многие помещения буквально заколочены. На бывших торговых площадях была обустроена постоянная промышленная выставка Высшего совета народного хозяйства, открыт кинотеатр, а также размещена фабрика по пошиву белья для Красной армии. Пассаж из Фирсановского переименовали в Петровский, назвав его в честь улицы, на которой он расположен.

Торговля вернулась в Петровский Пассаж лишь спустя десять лет после национализации, в 1928 году. Правда, под магазины была отдана меньшая часть здания. С торговыми помещениями соседствовали любопытные организации. В частности, в пассаже открылся Научно-исследовательский комбинат по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей — Дирижаблестрой, где проектировались первые советские дирижабли. С 1931 по 1936 год здесь работал итальянский конструктор Умберто Нобиле, спроектировавший дирижабль, на котором вместе с норвежским исследователем Руалем Амундсеном добрался до Северного полюса. Также в Петровском пассаже размещался популярный в Москве аукционный зал, попавший в знаменитое произведение Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» – именно здесь реализовывали имущество тещи Кисы Воробьянинова, в том числе и гамбсовский гарнитур.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны Петровский пассаж стал общежитием для москвичей, чьи дома были разрушены бомбардировками. В виде огромной коммуналки легендарное здание просуществовало до начала 1960-х годов, когда оно стало филиалом Московского ЦУМа и здесь снова началась торговля. В 1963 году в Петровском пассаже разместилось торговое училище № 3, где ковались кадры для находящегося рядом Центрального Универмага.

Наши дни: возвращение былой славы

На заре современного российского капитализма находящееся в центре нового Эльдорадо, огромной встающей на рыночные рельсы Москвы, стало одним из самых лакомых кусочков среди столичной недвижимости. Cначала здание было реконструировано по заказу столичных властей известной турецкой строительной компанией Enka. Доходы от аренды торговых площадей стали поступать в городской бюджет. Но вскоре стало очевидно, что частные собственники смогут распорядиться зданием более эффективно. После приватизации новые акционеры вернули Пассажу славу элитарного торгового центра, удачно разместившегося на пересечении главных улиц московского люксового шопинга – Петровки и Кузнецкого моста.

Сегодня коллектив «Петровского пассажа» во главе с генеральным директором Софьей Гуцериевой, выпускницей факультета иностранных языков Московского государственного университета (в 2013 году окончила альма-матер с красным дипломом) пишут новую яркую страницу в истории культового для столичной торговли здания.

Также в рубрике

Как сообщают СМИ, утром, 5 марта на территории наслега Кыргыдай упала головная часть какого-то летающего аппарата, напоминающего космическую ракету

 0

Чем знаменита самая главная площадь страны?

 0