Туристический магнит
Эксперты - о том, как превратить простую экскурсию в событийный туризм
Фото: РГ
Четыре тысячи событий
По мнению президента Национальной ассоциации событийного туризма, учредителя престижных отраслевых премий Russian Event Awards и "Маршрут года" Геннадия Шаталова, развитие территории через события - один из трендов последнего времени. Такие мероприятия позволяют показать все многообразие той или иной местности, подчеркнуть ее особенности, представить проживающих на ней людей. При этом масштабы событийного туризма сейчас таковы, что регионы, города и поселки уже конкурируют между собой за внимание туристов, информационных ресурсов, а в конечном счете - за деньги.
На конференции прозвучала статистика: ежегодно в России проходят четыре тысячи событийных мероприятий, из них в ЦФО - свыше 850. Чтобы как-то выделиться из этой массы и тем более "прогреметь", надо очень постараться. Одним из успешных примеров такого рода Геннадий Шаталов назвал ярославскую Главную масленицу страны.
- Маслениц много, но организаторы ярославского события нашли смелость заявить: "Наш праздник - главный". То есть взяли на себя ответственность, миссию быть впереди. И теперь все понимают: хочешь быть в центре события - поезжай в Ярославль.
Побольше вкусненького
Именно событие, полагает вице-президент Национальной ассоциации событийного туризма Игорь Каверзин, может помочь территории преобразовать экскурсанта в туриста, то есть вклинить в его первоначальный план "обернуться за один день" ночевку в гостинице, обед в кафе или ресторане и горячее желание поучаствовать во всех предлагаемых мероприятиях. Например, в Суздале, где ежегодно в июле проходит день огурца, уже задумались над тем, чтобы сделать этот полюбившийся людям праздник двухдневным. Если на ночевку останется хотя бы часть из 40 тысяч гостей, в последнее время приезжающих похрустеть местным огурчиком, в выигрыше будут все.
Не меньшим привязывающим к территории потенциалом, по мнению члена общественного совета Ростуризма, вице-президента Ассоциации внутреннего и въездного туризма Сергея Позднякова, обладает такой исконно русский продукт, как медовуха, если организовать, например, ее фестиваль. Однако, признался эксперт, несмотря на то, что традиционный напиток варят везде, "эта тема еще не проросла".
Гастрономическая тема российским турбизнесом, на взгляд специалистов, вообще эксплуатируется недостаточно активно, хотя для того, чтобы она развивалась, есть все условия: пожалуй, в каждом регионе найдется уникальный рецепт, блюдо или продукт. Так, Углич, по мнению главного редактора "Живой карты России" Олега Алексеева, вполне мог бы стать российской сырной столицей, поскольку именно там в 1935 году был построен один из первых в стране сырзаводов, а в 1944-м открыт НИИ сыродельной промышленности. По разработанным в этом институте технологиям сегодня выпускается более 90 процентов отечественных натуральных сыров, в том числе ярославские бренды - Угличский, Пошехонский, Российский.
- Там есть музей, есть даже туристическая компания, которая организует какие-то мастер-классы и сырные путешествия. Но, на мой взгляд, в Угличе эта тема не эксплуатируется так, как могла бы, - отметил Олег Алексеев.
Не все сразу
По мнению участников конференции, события, в том числе с гастрономическим уклоном, помогают увеличивать турпоток в так называемый низкий сезон. Однако, чтобы цель оказалась достигнута, даты мероприятий должны быть известны как минимум за полгода и, по возможности, не пересекаться.
- Скоро 12 июня, День России. На эту дату на территории одной только Ярославской области запланировано проведение сразу нескольких фестивалей. Как можно на все эти события заманить туриста, который еще и у себя в городе захочет поучаствовать в празднике? Чтобы мероприятие не превратилось в междусобойчик, нельзя допускать таких накладок, - уверен Геннадий Шаталов.
Другая проблема - неумение организаторов событий толково, "вкусно" и заманчиво о них рассказывать. Сплошь и рядом - невнятные релизы и неумелые приглашения.
- Содержание анонса должно быть понятно туристу, а не только чиновнику, - говорит руководитель туристического портала Светлана Чичкина. - Грамотный анонс содержит исключительно практическую информацию: что, где, когда, как проехать, где остановиться, пообедать и купить сувениры, на что посмотреть в округе. Ничего лишнего.
Из сказки - быль
Резервов для развития событийного туризма в стране множество, уверены эксперты. На том же в буквальном смысле слова заезженном маршруте "Золотое кольцо России" немало незаполненных ниш, убежден Сергей Поздняков. Например, за Ярославлем есть уже хорошо раскрученный туристический объект Вятское, а перед городом таким же подарком для туристов могло бы стать старинное село Великое, где работает музей картофельного бунта. Но его потенциал использован лишь на 1-2 процента.
Но даже если территории совсем нечего предъявить туристу и нечем похвастать - не беда. Руководитель ярославского фестиваля музыки и развлечений "Доброфест" Артем Милаков уверен, что "можно на ровном месте сделать событие, которое будет привлекать большое количество публики и денег в регион". Так, вышеназванный фестиваль с 2010 года проходит на территории небольшого аэродрома, и в этом сезоне организаторы ожидают 15-20 тысяч участников, причем 80 процентов - из других регионов.
Еще один эффективный вариант создания события "на ровном месте" - придумать сказки и легенды.
- Более 400 лет назад один талантливый автор написал историю несчастной любви двух молодых людей. Писателя звали Шекспир, героев - Ромео и Джульетта, - напомнил президент Ассоциации городов - наследников Византии Игорь Данилов. - И сейчас сотни тысяч туристов приезжают в Верону, чтобы постоять под балконом Джульетты. Мы знаем, что не было ни Ромео, ни Джульетты, что все это сказка, но она работает!
Источник: rg.ru