USD: 93.4409
EUR: 99.5797

Природное богатство страны редеет

Проблема незаконной вырубки леса в Карелии принимает угрожающий характер

Текст: Дмитрий Лощинин
Фото: Виктор Лисицын/ТАСС

Природное богатство страны редеет

Кто и как разворовывает национальное богатство страны

Ситуация в лесном хозяйстве страны близка к критической. В большинстве районов, доступных для заготовки деловой древесины, действуют «черные лесорубы» — браконьеры, не останавливающиеся ни перед чем ради прибыли. Примером может служить ситуация, сложившаяся в Забайкалье, о которой писала РП. Похожая ситуация складывается и в Карелии, где с каждым годом деловой древесины становится все меньше. Лес вывозят в Финляндию и соседние регионы, оставляя лишь поля пней и брошенных веток. Безнаказанные рубки дошли до того, что под угрозой исчезновения оказался даже парк «Ладожские шхеры», который должны были создать еще три года назад по распоряжению Владимира Путина. Корреспондент «Русской планеты» побеседовал с общественниками и экологами, которые непосредственно участвуют в борьбе за сохранение леса, строителями, покупающими древесину, и представителями местной власти.

Вмешались

Почему не выполняется распоряжение президента, теперь будет выяснять Общероссийский народный фронт. 28 мая в Петрозаводске состоялась встреча по вопросам лесоуправления. Сопредседатель ОНФ Александр Бречалов заявил, что возьмет этот вопрос под личный контроль.

— Я вынужден вмешаться в ситуацию, — заявил Бречалов, — каждый год на борьбу с незаконной вырубкой лесов выделяется все больше и больше денег, а ситуация не меняется к лучшему. Народный фронт направит главе Карелии Александру Худилайнену обращение с просьбой взять ситуацию под контроль и не допустить дальнейшего нанесения ущерба региону.

Сейчас на территории планируемого национального парка «Ладожские шхеры» действует несколько арендаторов лесных участков для заготовки древесины. Уже около семи лет там работают несколько лесозаготовительных компаний. Заготовка ведется в соответствии с проектами освоения лесов, получившими положительное заключение государственной экспертизы, и лесохозяйственными регламентами лесничеств. Однако частично их деятельность на этой территории будет прекращена после судебных разбирательств, связанных с исключением из площади аренды части лесных участков для создания национального парка «Ладожские шхеры».

Представители Общероссийского народного фронта требуют вмешательства правоохранительных органов. По мнению Александра Бречалова, необходимо тщательно проверить законность вырубок на территории парка.

Уже три решения арбитражных судов в отношении арендаторов об исключении из площади аренды части лесных участков для создания национального парка вступили в законную силу и переданы на регистрацию в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Карелии.

Странно то, что некоторые арендаторы не понимают значения национального парка и пытаются оспорить решения суда в вышестоящих инстанциях. Складывается впечатление, будто руководителей компаний интересует только прибыль и они совершенно не задумываются о том, что оставят после себя.

Проблему с легальными арендаторами лесных участков, пусть и в судебном порядке, решить можно. Но существуют еще и откровенные браконьеры, которые незаконно вырубают лес.

«Нехорошая» ситуация

Проблема незаконных вырубок в Карелии принимает угрожающий характер. Практически в каждом районе действуют «черные» лесорубы, и остановить этот процесс очень сложно. Экологи, лесничество и общественники вряд ли кого-то смогут поймать за руку, остается только жаловаться. За прошлый год более 80 обращений о фактах нарушения природоохранного законодательства поступило в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.

Лес-кругляк часто идет на экспорт

Лес-кругляк часто идет на экспорт. Фото: Дмитрий Лощинин / «Русская планета» 

Глава республики Александр Худилайнен признал в разговоре с «Русской планетой», что ситуация «нехорошая».

— Конечно, ситуация с «черными лесорубами» в республике непростая, — подчеркнул Худилайнен, — но по каждому конкретному случаю надо разбираться. С одной стороны, по закону у нас в преступники иногда «записывают» и тех, кто срубил лишь одно дерево. С другой стороны, Карелия по данному виду преступлений находится далеко не в лидерах даже в Северо-Западном федеральном округе, в отличие от Вологодской и Ленинградской областей.

В словах губернатора есть своя правда. За последний год в Карелии выявили 297 фактов незаконных рубок, в Вологодской области —  432, а в Ленинградской — 668. При этом показатель «выявляемости» виновников нарушений в процентном соотношении по «кубомассе» незаконно заготовленной древесины в республике является одним из самых высоких на Северо-Западе. По выявленным фактам незаконных рубок в 2014 году в Карелии возбуждено 101 уголовное дело, что на 20% больше, чем годом раньше.

— Более 700 лесных инспекторов республики обходят владения Карелии, проводя более 7 тыс. рейдов в год и выявляя основное количество незаконных рубок. Наши правоохранители раскрывают преступления и привлекают виновников к ответу. Это самый высокий показатель среди регионов с аналогичными проблемами, — привел данные Александр Худилайнен.

Также, по словам главы республики, для мониторинга лесных массивов используются снимки из космоса. Сейчас на территории Карелии завершаются проверки результатов дистанционного мониторинга 2014 года. Выявлено три факта совершения незаконных рубок на территории Костомукшского района. Есть предполагаемый виновник — арендатор лесного участка. На территории Прионежского района также задержаны граждане, виновные в совершении незаконных рубок. По одному из эпизодов решение суда о наложении штрафа в размере 700 тыс. рублей и возмещении ущерба на сумму 306 тыс. рублей вступило в законную силу.  

— В любом случае, — продолжил губернатор, — порядок в лесной отрасли мы наводим и наведем обязательно с привлечением общественных организаций и помощи ОНФ, но делать это необходимо всем вместе. Не раз повторял и повторяю, что в Карелии идет большая и трудная работа по декриминализации, в том числе лесной отрасли. Несмотря ни на что, мы ее будем продолжать.

Штраф по 1000 рублей за гектар

Претензии к властям республики у сопредседателя ОНФ Александра Бречалова были и по поводу отсутствия в последние годы опубликованных данных об аренде лесных участков в республике.

— Последняя публикация датируется 2011 годом, — объявил Бречалов за круглым столом в институте леса Карельского центра академии наук, — экологи спрашивали, им отвечают, что на сайте правительства Карелии ведутся профилактические работы. С 2011 года можно уже все работы закончить.

Александр Бречалов побывал на участке, где предприятие законно вырубило лес, но не убрало за собой. «Народного фронтовика» возмутило то, что не были посажены новые деревья и за «загубленные» 11 га земли был наложен штраф всего лишь 11 тыс. рублей.

Бречалова поддержал и бывший лесничий Олег Сулимов.

— Штраф всего по тысячи рублей за гектар. Ужас. А заработать здесь можно несколько миллионов рублей. Для частника проще зайти в лес, все вот так варварски срубить, продать это все, получить прибыль и потом уйти отсюда, откупившись небольшим штрафом, — обозначил проблему Сулимов.

Увеличить штрафы за такие нарушения предлагает карельский парламентарий Алексей Орлов, который является заместителем председателя Комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Карелии.

— Увеличение штрафов должно дисциплинировать лесозаготовителей, чтобы после себя они оставляли порядок, — прокомментировал депутат. — Более серьезные штрафы также помогут пополнить бюджет. Эти деньги можно направить на улучшение финансирования местных участковых лесничеств. Но в текущем году на это направление предусмотрели меньше средств, нежели в прошлом. Не могут же лесники за свой счет ездить, никто им это не разрешит, и, к сожалению, у нас жесткая экономия на таких органах. Финансирует республика.

Алексей Орлов пояснил, что от финансирования также зависит, сколько рейдов произведут лесники, выявят ли черных лесорубов. Также депутат предложил работников лесничеств наделить большими полномочиями, чтобы они на месте могли штрафовать нарушителей.

— Поехали к кому-то на делянку смотреть, проверять что-то, увидели, что люди там мусор выбросили или дерево спилили, куст, поймали человека и смогли бы сразу выписать ему штраф. К сожалению, сейчас у них таких полномочий нет, — резюмировал парламентарий.

«Зачем нам лес?»

На охрану лесов в регионе в этом году предусмотрели 4 млн рублей — это на 30% меньше, чем в прошлом. В Карелии уже два года не осуществляется мониторинг незаконных вырубок с помощью аэрофотосъемки. А недавно последние пять самолетов северо-западной базы авиаохраны лесов и вовсе продали. Главный лесозащитник Карелии Александр Марковский уже много лет возглавляет природоохранную организацию республики СПОК — Северную природоохранную коалицию. По мнению Марковского, причина истребления лесов заключается в неэффективном управлении лесным хозяйством.

— Проблема в лесоуправлении, — сокрушается лидер природоохранной организации. — Она в том, что у нас, когда человек занимается управлением каким-то ресурсом, в виде леса или в виде дома, либо еще чего-то, у нас должна быть, во-первых, достоверная информация об этом ресурсе, а во-вторых, цель, ради которой он управляет этим ресурсом. Сейчас цели нет как таковой. У нас нет документа ни стратегического уровня, по поводу того, как мы будем поступать с лесом, нет ни отдельного федерального ведомства независимого, которое было упразднено у нас в 2000-м году. У нас было Федеральное агентство лесного хозяйства, которое управляло лесом в РФ, а теперь есть Рослесхоз, подчиненный Министерству по природным ресурсам, у которого основные заботы связаны с управлением нефтегазовыми ресурсами.

По словам Александра Марковского, лесу надо уделять особое внимание, так как теоретически, при правильном подходе, в отличие от нефти и газа, это возобновляемый ресурс. Но в республике лес истощен. На местах вырубок вырастают деревья, которые не пригодны для промышленного использования. То, что имеется на картах лесного плана, и то, что существует в действительности, не совпадает.

— Есть такое понятие, как истощенность доступных ресурсов. К примеру, мы планируем по лесному плану вырубить 11 млн кубических метров, а вырубаем не больше пяти, — подводит неутешительный итог лесозащитник.

«Вместо леса чапыжник»

От тех, кто наживается на рубке леса, страдают и добропорядочные предприниматели, работающие в смежных областях. Например, Александр Гурчин, который около 10 лет возводит дома. Закончив факультет промышленного и гражданского строительства Петрозаводского госуниверситета, Гурчин осознал, что деревянное домостроение — это его призвание.

По словам предпринимателя, в богатой лесом Карелии построить такой дом становится все сложнее, так как купить хорошие бревна в последние годы стало крайне трудно.

— Нормального леса уже нет, не из чего строить. Заказы есть, а за древесину приходится буквально бороться. Где-то питерцы захватили участки, где-то по болотам к лесу просто не добраться. Я как-то недавно на вертолете пролетал со знакомыми над Карелией. Так, ужасное зрелище. Одни пустые участки. Вдоль федеральных дорог еще оставляют для вида, а в глубине лишь пеньки. Все это зарастает молодой порослью. Вместо леса чапыжник. Это не деловая древесина. Даже на дрова не пойдет. У нас леса не то что бы для внуков не будет, уже для детей нет.

Вдоль федеральных дорог еще оставляют деревья для вида, а в глубине лишь пеньки

Вдоль федеральных дорог еще оставляют деревья для вида, а в глубине лишь пеньки. Фото: Дмитрий Лощинин / «Русская планета»

Как подчеркнул Александр, за этот кризис, когда курс евро резко вырос, черные лесорубы нажили миллиарды рублей, ведь продавали лес за валюту. Все эти деньги могли бы пополнить республиканскую казну.

— Даже если лес есть, то до него не добраться, — возмущается другой карельский строитель Антон Самодуров, — лесные дороги в таком состоянии, что по ним невозможно проехать.

— Все дело в монополистах, — акцентирует предприниматель и местный депутат из Суоярви Михаил Лисин, — мне для моего небольшого производства леса не хватает, арендаторы продавать толком не хотят ничего, если продают, то большими объемами. От полутора тысяч кубов и выше. Цены высокие, кубометр на корню стоит порядка 1000 рублей.

По закону лес в аренду сдают на аукционе — кто больше заплатит, тому и отдадут. Рубки запрещены только в берегозащитных участках вокруг водоемов и в зеленых зонах вокруг населенных пунктов. Поэтому тайга остается под угрозой. Как утверждают экологи, ежегодное сокращение природоохранной «эталонной тайги» в малонарушенных лесах республики рано или поздно приведет к их окончательному исчезновению.

Источник: rusplt.ru

Также в рубрике
Власти Сочи подвели итоги девяти месяцев Года экологии на курорте, проведенные в рамках концепции "Зелёный город. Чистое море. Чистое небо. Чистый воздух. Экологическое просвещение"
 0