USD: 63.8530
EUR: 70.4235

Кризис уходит в небо

«Аэрофлот» и «Трансаэро» обсуждают оптимизацию персонала на случай усугубления кризиса

Текст: Семен Михайлов
Кризис уходит в небо

Кризис в российской авиации вынуждает авиакомпании России не только повышать стоимость билетов и сокращать число рейсов, но и рассматривать более радикальные шаги на случай эскалации кризиса. Некоторые перевозчики, не дождавшись помощи государства, уже начали увольнять персонал. «Аэрофлот» и «Трансаэро», как утверждают источники «Газеты.Ru», рассматривают меры по оптимизации штата на случай, если кризис будет усугубляться.

Российские перевозчики терпят убытки с середины 2014 года. Экономический спад и внешнеполитический кризис вызвали резкое сокращение прибыльных перевозок за границу, что привело к падению доходности российских авиакомпаний и сокращению маршрутной сети.

В конце января заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Нина Кузьмина заявила о массовых сокращениях в ряде российских авиакомпаний.

По данным профсоюзов, трудности испытывают компании «ЮТэйр», «Волга-Днепр», «Московия», «Полет», «Ай Флай», авиакомпания «Мордовия» и другие.

«В настоящее время на рынке труда происходит высвобождение более 200 командиров воздушных судов, летающих на иностранных самолетах. Всего из 14 600 пилотов около 500 получили извещение об их увольнении с летной работы», — отмечалось в профсоюзном мониторинге.

«ЮТэйр», третья по объемам перевозок в РФ авиакомпания, оказалась в сложном положении из-за кризиса еще в прошлом году. Компания получила ряд исков о взыскании долгов.

Тяжелая ситуация еще в декабре вынудила тюменскую компанию заявить о серьезной оптимизации штата. Речь шла о сокращении около 800 человек, 500 человек из которых — управленческо-административный персонал и 300 — летно-технический. Непопулярная мера позволит перевозчику сэкономить около 5 млрд руб.

Кредиторы требуют банкротства перевозчика, но пока они не добились успеха. Гендиректор компании Андрей Мартиросов утверждал, что перевозчик намерен просить у государства гарантии на сумму от 18 млрд до 38,4 млрд руб. для реструктуризации долга. Впрочем, агентство Reuters сообщало, что финансовый план оздоровления авиакомпании, который нужен в том числе для выдачи госгарантий, пока не утвержден, так как с ним не согласен один из крупных кредиторов. «Трансаэро», вторая по объемам перевозок авиакомпания, получила госгарантии на 9 млрд руб. для привлечения кредита ВТБ.

«Аэрофлот», крупнейший российский перевозчик, в отличие от «ЮТэйр» по пассажиропотоку, наоборот, демонстрирует рост, у него нет таких долгов, и он не просит господдержки.

Но источники «Газеты.Ru», близкие к «Аэрофлоту», утверждают, что руководство перевозчика также обсуждало возможность внутренней оптимизации в случае эскалации кризиса. Но и при таком развитии событий увольнять персонал в авиакомпании не намерены. Речь идет о сокращении для нелетного персонала рабочей недели с 40 до 36 часов и сокращении фонда оплаты труда на 10%. Летный состав в любом случае эти меры не затронут, уточняет один из источников.

Представители «Аэрофлота» на просьбу «Газеты.Ru» прокомментировать ситуацию подчеркивают, что о сокращениях пока речи не идет, но в случае ухудшения общей экономической ситуации могут быть рассмотрены возможности оптимизации штата.

Сейчас же «Аэрофлот», напротив, надеется, что кризис позволит ему нарастить свою долю рынка, и даже рассчитывает увеличить пассажиропоток в 2015 году. Об этом 2 марта заявлял финдиректор «Аэрофлота» Шамиль Курмашов. Авиакомпания рассчитывает достичь пассажиропотока в 26 млн человек, увеличив его на 10% к прошлому году.

Источник «Газеты.Ru», близкий к «Трансаэро», утверждает, что в качестве крайней меры перевозчик также рассматривал решение о сокращении персонала и зарплатных ведомостей.

Но официально перевозчик не подтверждает этих сведений. Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании, «комплексная программа повышения эффективности бизнеса, которая сейчас реализуется в «Трансаэро», была разработана авиакомпанией с учетом рекомендаций международной консалтинговой компании McKinsey. Она не предусматривает таких мер, как сокращение персонала или уменьшение рабочей недели».

Обсуждение вопроса сокращений связано с непростой финансовой ситуацией в отрасли в целом и не самыми лучшими показателями авиакомпаний. На днях «Аэрофлот» представил финансовую отчетность за прошлый год. Оказалось, что по международной отчетности «Аэрофлот» получил чистый убыток в размере 17 млрд руб. Авиакомпанию подвели «бумажные показатели», в том числе выросший курс доллара и убытки «дочек», в частности «Оренбургских авиалиний». «Трансаэро» пока не публиковала финансовых результатов за прошлый год. «То, что отрасль реагирует на негативные факторы, принимая не самые популярные меры, — это очевидно. Отличие лишь в степени жесткости принимаемых мер», — говорит глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

На крайний случай резервы у авиакомпаний, отмечают эксперты, есть.

Например, тот же «Аэрофлот» до сих пор сам обслуживает пассажиров на стойках регистрации, не пользуясь услугами базового аэропорта. Для многих авиакомпаний это роскошь, отмечают эксперты.

Затраты на заработную плату авиакомпании в 2014 году, согласно отчетности «Аэрофлота» по МСФО, выросли до 52 млрд руб. (в 2013 году они составили 45 млрд руб.). При этом операционные расходы за исключением расходов на топливо, оплату труда и амортизацию в прошлом году составили около 152 млрд руб.

«Сокращать, конечно, нужно не техников, бортпроводников и пилотов (сейчас с учетом роста пассажиропотока работы у летного состава много), а сотрудников бэк-офисов — юристов, маркетологов, бухгалтеров», — полагает Андрей Крамаренко из ВШЭ.

Впрочем, как бы ни развивался кризис в российской авиации, есть одна категория сотрудников, которой зарплаты не только не сократят, а скорее всего даже прибавят. Это пилоты. Еще не так давно пилоты российских авиакомпаний получали зарплату на уровне своих зарубежных коллег ($10–12 тыс. в месяц), но с учетом снижения курса их доходы в рублях упали в два раза. «Рынок пилотов транснациональный. Это люди с большим налетом, говорящие по-английски, — напоминает Крамаренко. — Чтобы они не убежали за рубеж, российским перевозчикам придется повышать их вознаграждение».

Источник: gazeta.ru

Также в рубрике

Судьи Верховного индийского суда пригрозили снести мавзолей Тадж-Махал из-за пренебрежительного отношения властей

 0