О прошлом, настоящем и будущем ВДНХ
ВДНХ станет крупнейшим выставочно-музейно-рекреационным кластером

В августе ВСХВ — ВДНХ — ВВЦ отмечает 75-летие. К юбилею территорию выставки почистили, рекламные растяжки убрали, павильоны на скорую руку отремонтировали, многочисленных лоточников с шубами выгнали, уличные забегаловки, идущие вразрез с минимальными требованиями гигиены, закрыли. Это только первые шаги к возрождению ВДНХ, предпринятые московскими властями.
От ВСХВ к ВВЦ и обратно
За 75 лет существования облик ВДНХ неоднократно менялся. 1 августа 1939 года открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, соответствующая требованиям эпохи коллективизации, индустриализации и прочих сталинских реформ. Война затормозила развитие: вернулись к выставке лишь в конце 40-х. Тогда были построены основные павильоны (нынешние «Армения», «Кыргызстан», «Беларусь» и др.), по-новому оформлен главный вход, изящная модернистская арка-ангар павильона № 32 (сейчас — «Космос») была дополнена обильно декорированными фасадом и куполом. Обновленная выставка открылась в свой 15-летний юбилей. От прежнего модерна не осталось и следа — все соответствовало канонам позднего сталинизма с его монументальностью, обилием декора и позолоты.
Но уже в декабре 1954-го, после смерти главного идеолога стиля, была провозглашена «борьба с излишествами» и культом личности. 25-метровый памятник Сталину, находившийся у павильона «Космос», убрали и, по легенде, закопали где-то на территории выставки. Ажурный декор начали обшивать серыми панелями.
В 90-х ВДНХ переименовали во Всероссийский выставочный центр. Эпоха первичного накопления капитала превратила выставку в рынок: павильоны снимают «челноки», завешивая лепнину шубами и скрывая исторический паркет за лотками с ширпотребом.
Парк аттракционов или архитектура?
В 2010 году тогдашний гендиректор ВВЦ Иван Малахов объявил, что собирается ужать выставочную часть и построить пару бизнес-центров и гостиниц. Пришедший на его место ++ дополнил проект парком аттракционов. Общественность забила тревогу: посетители были против офисов, «Архнадзор» боролся за сохранение исторического облика (подробнее об этом проекте — в «Труде» от 17.01.2012).
В январе 2014 года было решено передать в ведение московских властей всю территорию ВВЦ и большинство объектов. Недавно мэр Москвы Сергей Собянин объявил о слиянии ВДНХ с парком Останкино и Ботаническим садом (который, тем не менее, остался в ведении РАН) в единую рекреационную зону в 540 гектаров, вернул выставке старое название и обязал «освежить» территорию. Успеть нужно было к 75-летию.
Успели многое: снесли более 300 незаконных построек — ларьков и закусочных, — убрали рекламу, выгнали торговцев, наспех отремонтировали павильоны, восстановили Зеленый театр, запустили неработавшие фонтаны. С «Вычислительной техники» сняли белые панели, за которыми открылись фасады павильона «Азербайджан», чьи цветные орнаменты и росписи даже не потребовали реставрации.
Ремонт сулил и еще одну важную находку — в главном павильоне обнаружили грандиозное панно Евгения Вучетича «Знаменосцу мира — советскому народу слава!» (90 м2), созданное в 1953 году и считавшееся утраченным.
Рай нового человека
Перспективы развития ВДНХ пока туманны — четкую концепцию, к созданию которой привлекли одного из основателей института дизайна и архитектуры «Стрелка» Илью Осколкова-Ценципера и создателя музыкального фестиваля «Пикник «Афиши» Юрия Сапрыкина, обещают представить лишь в 2016 году. Ценципер и Сапрыкин от комментариев пока отказываются: рано.
«Все хотят видеть на ВДНХ три основные функции: спорт, образование и музейно-познавательную составляющую», — рассказал новый гендиректор выставки Владимир Погребенко. Но есть и другие предложения. Архитектурный критик Григорий Ревзин предлагает сделать на ВДНХ глобальный выставочный центр. Самый радикальный вариант — у блогера Ильи Варламова. «На ВДНХ надо делать большой тематический парк, посвященный СССР, — написал он в своем «Живом журнале». — Сюда можно перевести кучу маленьких музеев: ФСБ, Центрального телеграфа, ГУЛАГа или очень хороший — советских игровых автоматов». В довершение картины Варламов предлагает перенести на ВДНХ и «Мавзолей с трупом Ленина — раз его никто не хочет закапывать».
Этот план скорее из области фантастики. Более реалистично выглядят предположения (они же опасения), что ВДНХ превратится в новый парк Горького, где развлекательная составляющая затмит культурную. Тревоги понятные, но, думается, необоснованные — вряд ли модные закусочные и йога по утрам смогут затмить грандиозный архитектурный ансамбль, которому обещают вернуть первоначальный вид.
Но возвратится, похоже, и исконный дух ВДНХ 30-х годов — на новом уровне, разумеется. В 30-80-е годы ВДНХ была воплощенным раем, который должен был настать как итог долгого строительства социализма. Когда прилавки пустовали, здесь всегда были и вкусное мороженое, и разные виды колбасы, и стеклянные троллейбусы из будущего... Собственное мороженое у ВДНХ, кстати, уже появилось — вкусное, как в детстве. Начали возрождать и легендарный животноводческий городок — в формате модных нынче экокурортов. Зимой на месте главной аллеи обещают залить крупнейший в Европе каток. Настолько большой, что для его освещения планируют использовать объекты с церемоний открытия и закрытия сочинской Олимпиады. Вместо шашлычных уже открывают стильные закусочные со здоровой едой — никакой шаурмы. Нет на ВДНХ и ни единого рекламного щита. Зато велопарковки и велодорожки. Разве не таким представляют себе рай жители Москвы, всей России, да что там — всего мира?
Голос
Ирина Гордина-Невмержицкая, заместитель генерального директора ВДНХ
— ВДНХ станет крупнейшим выставочно-музейно-рекреационным кластером. Выставочное направление будет одним из приоритетных, но говорить о проведении здесь масштабных выставок мирового уровня пока рано. Как ни парадоксально, недостаточно площадей, проведение временных выставок в старых павильонах невозможно. Возможно, в будущем построят дополнительные площади — разумеется, вне исторической зоны.
Национальные павильоны будут постепенно передаваться в аренду бывшим советским республикам на льготных условиях — 1 рубль в год, срок договора — 50 лет. Уже действуют дома Армении, Киргизии, Белоруссии; подписан договор с Абхазией, на подходе — Азербайджан и Казахстан. Павильоны должны стать визитной карточкой стран.
Также будет введена льготная аренда и других павильонов по уже разработанной московским правительством схеме — 1 рубль в год на 49 лет. При условии детальной научной реставрации здания. По этой программе будет отреставрирован павильон «Золотой колос».
Источник: trud.ru

Женщина готова продолжать борьбу за традиции маэстро на «самом высоком уровне»

Новым генеральным директором Государственной Третьяковской галереи назначена директор Политехнического музея Елена Проничева, на этом посту она сменила Зельфиру Трегулову, которая руководила галереей с 2015 года