USD: 64.2101
EUR: 70.6761

Не музей, а целый кластер

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина превратится в музейный кластер и увеличит свои площади в два раза

Текст: Виктор Кудревич
Не музей, а целый кластер

На право строительства новых зданий будущего музейного городка будет проведен новый архитектурный конкурс. Полностью концепция развития главного столичного храма искусств должна быть реализована к 2018 году.

Новую концепцию развития разработал архитектор Пол Алезраа со своим бюро Avesta. Это бюро, занимающеся музейным консалтингом, создавало мастер-планы для галереи Тейт в Лондоне и Центра Помпиду в Париже. Представляя концепцию, директор музея Марина Лошак обратила внимание на то, что сами музейщики продумать ее не смогли бы: нужно было учитывать потоки посетителей, логистику и прочие технические тонкости.

Новая концепция увеличивает площадь ГМИИ вдвое — с 49 тыс. кв. м до 105 тыс. Внутри этого кластера снесут все перегородки, останутся только важные исторические объекты. У музея будет несколько зон: к старому зданию добавятся образовательный центр для детей и взрослых, библиотека, парк, депозитарно-реставрационный и выставочные центры, кафе и магазины. Все они будут связаны единой пешеходной зоной и подземными туннелями, которые тоже приспособят для проведения временных выставок. По словам Лошак, для посетителей ГМИИ предусмотрят также летние кафе, павильоны и концертные залы. Она объяснила, что музейный городок на Волхонке будет функционировать и в часы после закрытия музея: люди должны приходить сюда и зимой, и летом в любое время суток.

Президент ГМИИ Ирина Антонова на презентации концепции отметила, что развитие территории подразумевает разделение пространства в равных долях — 50% выставочных площадей и 50% зрительского пространства.

ГМИИ имени Пушкина не только один из лучших в мире музеев с ценнейшим собранием мирового искусства с древних времен до ХХ века, но и место многочисленных архитектурных скандалов, связанных с предложениями по освоению кластера вокруг музея. Некоторые из них предусматривали снос зданий и исторических усадеб в районе Волхонки. В 2013 году, после отказа принять в разработку амбициозный проект нового здания ГМИИ, из проекта вышел знаменитый британский архитектор Норман Фостер: он хлопнул дверью и отказался от мысли работать с музеем.

Причина всех этих перипетий — большое желание ГМИИ развиваться и расширяться в осложненном историей и культурными памятниками историческом центре Москвы.

Именно президент ГМИИ Ирина Антонова, будучи директором музея, к его столетию предложила разработанную Фостером концепцию архитектурного развития, которая вызвала много нареканий со стороны чиновников и общественности из-за ее несоответствия законодательству. Со сменой руководства и переходом директора ГМИИ Ирины Антоновой на должность президента разговоры о реконструкции музея приостановились. Однако работа в этом направлении без лишнего шума велась.

Грандиозные планы музейщиков предполагают большое пространство для реализации, и того, что у них уже есть, им не хватает: на Волхонке места под строительство не так уж и много.

Нашлось только два — в западной и восточной частях кластера. В западной расположена старинная бензоколонка, признанная объектом культурного наследия: по некоторым данным, ее спроектировал легендарный Алексей Душкин. Вокруг АЗC развернулись самые громкие споры. Музей хочет перенести ее, а на освободившемся месте построить культурно-выставочный центр с большим залом для лекций, встреч и кинопоказов; не хватает ГМИИ и места для выставок современного мирового искусства. Градозащитники указывают на статус заправки как памятника истории: она является одной из самых старых в Москве АЗС. Впрочем, как указывает Ирина Антонова, для ее возведения в 1930-х было снесено историческое здание, так что теперь музей имеет моральное право возвести выставочный центр.

По ее информации, сейчас в ведении ГМИИ оказалось 11 памятников культуры. Шесть из них уже отреставрированы, другим реставрация только предстоит. Также на территории ГМИИ есть неспорное место для строительства в восточной части кластера. Здесь планируется возвести два здания — для депозитария, выставочных залов и реставрационного центра. Депозитарий и реставрационный центр планируется сделать также частично открытыми для посетителей.

Кто будет строить на территории ГМИИ, определится в ходе архитектурного конкурса.

Он будет закрытым, а участники уже определены. Их три: Сергей Скуратов с компанией Serguei Skuratov Architechts, Юрий Григорян и его бюро «Меганом», Илья Уткин и компания «ТПО Резерв». Представляя архитекторов, Марина Лошак отметила, что они не имеют опыта возведения музейных зданий, но «все же надо с чего-то начинать». А советник президента РФ по культуре Владимир Толстой, который также участвовал в представлении концепции ГМИИ, выразил радость от того, что музей будут строить русские архитекторы — они, по его словам, «еще детьми, конечно же, приходили в ГМИИ».

До 12 июня участники должны представить свои архитектурные концепции зданий, а имя победителя выяснится 24 июня. Но зато уже сейчас известно, что выделенный бюджет на реконструкцию музея составит 22 млрд руб.

Также в рубрике
Тайный язык московских граффитчиков
 0