USD: 64.2237
EUR: 70.7296

Где можно увидеть финалистов «Инновации»?

Шорт-лист "Инновации", премии в области современного визуального искусства, которая подводит итог Всероссийского конкурса, коротким не назовешь

Текст: Дмитрий Комраков
Где можно увидеть финалистов «Инновации»?

Выставка работ, вышедших в финал, разместилась сразу на двух площадках - Государственного центра современного искусства, который является, наряду с министерством культуры, много лет организатором конкурса, и на территории ЦУМ Art Foundation. Выставка номинантов «Инновации» ждет зрителей до 4 мая, пишет «Российская газета».

На арт-площадке ЦУМа показывают работы в номинациях "произведение визуального искусства" (800 000 руб.) и  "новая генерация" (200 000 руб.). В ГЦСИ представлены финалисты, претендующие на победу в трех номинациях: "региональный проект" (400 000 руб.),  "кураторский проект" (500 000 руб.), "теория, критика, искусствознание" (500 000 руб.).

Номинация "региональные проекты" никоим образом не говорит о скромности арт-достижений на фоне столичного размаха. Напротив, она означает возможность обратить внимание на чрезвычайно интересные инициативы, которые могли бы иначе остаться в тени. В нынешнем году в финал в этой номинации вышли четыре проекта, два из которых привлекают особое внимание. Первый - это выставки "ТРИВА: фотоманифест пролетариата", которые были показаны в художественных музеях и арт-центрах Томска, Красноярска, Новосибирска и Санкт-Петербурга ("Эрарта"). Три фотографа, работавшие на Кузнецком металлургическом комбинате (КМК), в конце брежневской эпохи застоя зарегистрировали творческую группу. Владимир Соколаев, Александр Трофимов и Владимир Воробьев (он умер в 2011) увлеклись "прямой фотографией". Никаких постановок и даже никакого кадрирования. Они снимали металлургов у домен и детей в гримерке ДК, жителей села Мохова, наблюдающих полное солнечное затмение 1981 года через закопченные осколки стекла, и тощих мужиков, устроивших перекур, сидя на газовом балоне... Коллекция трех фотографов насчитывает 2 тысячи работ, сделанных в 1976-1992 годах. Показанная в Сибири, она, будем надеяться, доедет и до столицы.

Второй проект связан с краснодарскими молодыми художниками. Красный флаг с надписью КИСИ (то есть Краснодарский институт современного искусства) поднят на скамейкой, вокруг которой на стенах зала - рисунки, фотографии, видео... Все - свидетельства деятельности института, созданного "исключительно силой мысли". Кроме мысли художникам группировки ЗИП, активистам КИСИ понадобились недюжинное упрямство, находчивость и просто талант. Они устраивают выставки, лекции, в поселке Пятихатки создали даже летнюю резиденцию, организовали еще и международный фестиваль "МОЖЕТ". В общем, звучит довольно фантастично (и обнадеживающе), если учесть, что Краснодар, по крайней мере начальствующие особы там, вроде бы не славились любовью к современному искусству.

Также среди "регионалов" есть проект "Мастерская" Уральского филиала ГЦСИ, который организовал программу резиденций-студий. Плюс - международный симпозиум "Аланика", который 7-й раз проводит ГЦСИ во Владикавказе. Плюс дагестанский проект Алексея Масляева и Таус Махачевой "История требует продолжения" (Махачкала).

Что касается номинации "кураторский проект", то ее финалистами стали Екатерина Деготь, Давид Рифф (выставка дает возможность  получить представление об их проекте "Понедельник начинается в субботу", показанном на Бергенской Ассамблее, в Норвегии), Дмитрий Гутов (художник был куратором собственной ретроспективы "Удивляться нечему" в Московском музее современного искусства), Елена Селина (двухчастная выставка "Реконструкция" в фонде "Екатерина"), Алексей Масляев ("Завтра воды не будет"), и 2-й Международный фестиваль активистского искусства "Медиаудар. Москва", модератором которого выступила Татьяна Волкова.

В ГЦСИ также можно увидеть видеоработы погибшего в прошлом году Владислава Мамышева-Монро. Ему посмертно решено отдать приз во внеконкурсной номинации "За творческий вклад в развитие современного искусства". Кроме того, проект "Полоний", созданный Мамышевым-Монро вместе с фотографом Григорием Поляковским, вышел также в финал номинации "произведение визуального искусства". Он показывается на арт-площадке ЦУМа.

Собственно, в номинации "произведение визуального искусства" только работы Мамышева-Монро стали "местом встречи" двух премий - "Инновации" и частной Премии Кандинского. Правда, в последней его работы были представлены в лонг-листе, и на выставке в "Ударнике" была показана другая серия.

Если говорить о других финалистах в этой номинации, то в "Инновации" они совершенно иные. Самый необычный, пожалуй, проект Юрия Альберта "Что этим хотел сказать художник?", созданный им и Екатериной Деготь для Московского музея современного искусства. Выставка разворачивалась не только в анфиладе залов особняка на Гоголевском бульваре, но и во времени. Вначале она представала как тексты, объясняющие зрителю произведение в отсутствие художника и самого произведения. Постепенно тексты закрывались работами. Вместо объяснения являлась загадка, ключ к которой зритель должен был искать сам. Процесс понимания мог быть подменен фактом присутствия, комментарий - коллекцией или архивом.

Среди фаворитов в номинации "произведение визуального искусства", - москвич Андрей Кузькин с видеопроектом "Мир" и петербургский художник Илья Орлов. Андрея Кузькина интересует территория, на которой искусство остается искусством. "Ты есть только то, что есть рядом с тобой", - твердит голос с мониторов, и картинка на пяти экранах демонстрирует атрибуты того, "что рядом", будь то список продуктов, зажигалка, банка с медом, включенный ночник над диваном или старый стул у окна... Но стоит приблизиться к экрану, то есть к тому самому окну, как мы видим пустынную ночную заснеженную улицу, по которой бежит человек с факелом...

Илья Орлов на выставке в Al Gallery превратил зрителя в действующего героя, пришедшего на выставку, а оказавшегося посреди... старой петербургской квартиры. Именно зрители, приходившие на еженедельные встречи поэтов, философов, историков, социологов, превращали инсталляцию в живой перформанс.

Также в рубрике
Перейдет ли очередь на Айвазовского в музей современного искусства? Рассуждает куратор Виктор Мизиано
 0

Этот музей изначально создавался как музей истории Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова 

 0